Найти тему
Parnas on-line gallery

Найденная после пропажи картина Ф. Гойи оказалась кошмаром.

Оглавление
Художник Ф. Гойя
Художник Ф. Гойя

Известный испанский живописец Франсиско Гойя был невероятно талантливым, а еще одержимым, мрачным и одиноким.

Судьба приготовила для него непростые испытания, хотя начало карьеры было ошеломительный. Гойя был востребован. Один из первых мастеров романтизма, он изучает искусство в Италии, получает заказы на роспись капелл и дворцов, пишет портреты привилегированных семей и сюжеты на историческую тему.

Ф. Гойя. Автопортрет
Ф. Гойя. Автопортрет

Помимо прочего, во второй половине жизни художник серьезно заболевает, теряет слух, опасается за свою жизнь и понемногу впадает в безумие. После смерти его нашли в комнате, где поверх красивых пейзажей, стены были покрыты страшными сценами.

Одна из его наиболее мрачных работ «Призрачное видение» была утрачена, но позже, в 1928 году найдена снова. Остается надеется, что ее обнаружение не связано с тем, что картина свела какого-то с ума.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Композиция, да и все происходящее на полотне, действительно удручает. Атмосфера тленности, бессмысленности и неизбежности ужасов смерти часто мелькает в его позднем творчестве. При этом, картины его, хоть и носят явно сложный эмоциональный оттенок, часто похищались или пропадали без вести.

Итак, что мы видим на картине «Призрачное видение»? Из туманной дымки навстречу зрителю выплывает нечто – демон ли, болезнь разума или настоящая сверхъестественная угроза – непонятно. Существо в плаще с изуродованным лицом, жидкими седыми волосами и тонкими рогами ненадолго ассоциируется с дьяволом.

Утраченная, а затем найденная работа Ф. Гойи
Утраченная, а затем найденная работа Ф. Гойи

Сама по себе работа не велика, но из-за исполинского образа она кажется масштабней. Ведь внизу переднего плана мы замечаем маленькие корчащиеся фигуры, они абстрактные, так что разобрать, кто за ними прячется невозможно.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Колористика работы тоже угнетает. Выбранные оттенки (если экспрессивное полубезумное творчество можно вообще как-то соотнести к конструктивному процессу) должны усилить впечатление отталкивающего образа. Грязно-желтый фон, много смазанных линий, плотная дымка, словно все происходящее где-то под колпаком.

Гойя и сам чувствовал себя под колпаком от своей глухоты, возникшей с параличом, причину которого врачам так и не удалось установить.

Какое впечатление на вас производит эта работа? Может, возникают неожиданные ассоциации?

Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал.