Найти в Дзене
В поисках злата

Наследство Генерала М.М. Бороздина

Хочу продолжить очерки о моей Родине, где я родился, вырос и живу до сих пор, Новохоперский район. И конечно же как не рассказать о том, как Н.Н. Раевский – младший стал владеть этими землями. Эти земли он получил в качестве приданного, женившись на Анне Бороздиной. Имя этой нашей землячки, к сожалению, сейчас почти забыто, хотя стихи ей посвящал сам А.С.Пушкин, а сама она финансировала экспедицию Н.Н.Миклухо-Маклая в Новую Гвинею и внесла значительный вклад в отечественную археологию, много путешествовала по Европе и участвовала в археологических раскопках. Но всё по порядку. Анна Михайловна Бороздина (Раевская) родилась 29 декабря 1819 года в родовом имении в селе Красном Новохопёрского уезда Воронежской губернии (другое наименование - слобода Красненькая) в семье генерал-лейтенанта М.М. Бороздина. Красное (первоначальное название - слобода Красная, Красненькая), село Новохоперского района. Входило в состав Новохоперского уезда. Было оно основано в 1717 году на берегу реки Савала. С

Хочу продолжить очерки о моей Родине, где я родился, вырос и живу до сих пор, Новохоперский район. И конечно же как не рассказать о том, как Н.Н. Раевский – младший стал владеть этими землями. Эти земли он получил в качестве приданного, женившись на Анне Бороздиной.

Имя этой нашей землячки, к сожалению, сейчас почти забыто, хотя стихи ей посвящал сам А.С.Пушкин, а сама она финансировала экспедицию Н.Н.Миклухо-Маклая в Новую Гвинею и внесла значительный вклад в отечественную археологию, много путешествовала по Европе и участвовала в археологических раскопках. Но всё по порядку.

Анна Михайловна Бороздина (Раевская) родилась 29 декабря 1819 года в родовом имении в селе Красном Новохопёрского уезда Воронежской губернии (другое наименование - слобода Красненькая) в семье генерал-лейтенанта М.М. Бороздина. Красное (первоначальное название - слобода Красная, Красненькая), село Новохоперского района. Входило в состав Новохоперского уезда.

Было оно основано в 1717 году на берегу реки Савала. Среди владельцев села Красное были - князь Г.А. Потёмкин, М.М. Бороздин, а затем и Раевские.

У села богатая фактами история. Основали его «охочие люди», вызванные для поселения около Хопёрской крепости - будущего города Новохопёрска. В 1779 году жителей Красного закрепостил крупный вельможа, князь Потёмкин. Крестьяне подняли бунт. Это дошло до Петербурга. Бывший в то время сенатором поэт Г.Р. Державин заступился за крестьян. Он заявлял, что село Красное переведено в разряд крепостных незаконно. Но это не помогло. Красное осталось крепостным.

Историческая справка. Согласно новому (1775 г.) административному делению, с 1779 года Хоперский уезд отошел к Тамбовскому наместничеству и Новохоперск стал именоваться уездным городом. Значительная часть земель уезда, ранее принадлежавшая Хоперскому казачьему полку, Высочайше была жалована князю Г. А. Потемкину.

В 1783-м эти земли выкупил у него квартирмейстер Азовского пехотного полка А. Н. Шемякин - "с находящимися на оных местах лесами, полями, рыбными ловлями и со всеми угодьями". По двум генеральным планам это составило: удобных земель - 150000 десятин; неудобных - 43810; всего, включая 829 десятин дорог, - 193810 десятин.

По купчей Шемякину отошли 396 крепостных душ, не считая младенчества, в деревне Садовой, и 219 душ в деревне Шолковой. В черте купленных Шемякиным земель в слободах Алферовке, Красненькой и Пыховке проживали податные малороссияне: в Алферовке -1580 человек; в Красненькой - 2145; в Пыховке -1913.

Впоследствии земли Градской слободы ("Казачка") у Шемякина выкупил город Новохоперск. Оставшиеся значительные земли и угодья, разделенные на три части, были отданы как приданое за дочерьми Шемякина, вышедшими замуж за генерала М. М. Бороздина и сенатора Д. О. Баранова...

-2

Генерал М.М. Бороздин владел землями в Новохопёрском уезде, слободой Красной и винокуренным заводом. Это владение, а вернее — имение, отличалось ухоженностью, большим (с оранжереей) домом в Красной, дачей на Шиловом озере, псарней в Еланке, овчарнями в Панике (ныне Долиновка) и ещё рядом интересных особенностей, о которых теперь можно услышать только в историях, переходящих из поколения в поколения с естественным преувеличениями и искажениями. Вот это имение перешло Раевскому в качества приданого.

Анна Михайловна Бороздина (Раевская) происходила она из древней княжеской семьи.

Её дядя, Андрей Михайлович, известно, что он был выпускником Кембриджского университета, медиком по образованию, генерал-лейтенантом по званию и губернатором Таврическим в 1807-1816 годах по должности.

Её отец отличился в последней Русско-турецкой войне, а в годы Отечественной войны 1812 года был командующим Восьмым пехотным корпусом в составе Второй Западной армии (ею командовал П.И. Багратион) и принимал личное участие в важнейших сражениях.

Кроме того, в генеалогическом древе своего рода она являлась прапраправнучкой М.В. Ломоносова. А корни генеалогического дерева семьи были представлены, с одной стороны, Еленой Глинской (матерью царя Ивана Грозного), а с другой – Прасковьей Раевской (бабушкой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и прабабушкой Петра I).

В отрочестве и юности Анна Михайловна получила блестящее и разностороннее по тем временам домашнее образование. Она свободно владела многими иностранными языками, что и развило в ней, по оценкам современников, «пытливый и серьёзный ум».

Рано осиротев, по достижении шестнадцатилетнего возраста, при дворе Николая I она стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. А в 1839 году вышла замуж за представителя древнейшего боярского рода, генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского (18011843) – младшего сына генерала от кавалерии Н.Н. Раевского (1771-1829), брата М.Н. Волконской. Понятно, что обе семьи Бороздины и Раевские – просто не могли не проявлять интереса друг к другу, тем более что отцы новобрачных были однополчанами. Обе семьи являлись близкими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина.

Н.Н.Раевский - младший
Н.Н.Раевский - младший

Интерес к археологическим древностям, у Анны Михайловны Бороздиной зародились ещё в девические годы на родине и получил новый импульс в 1837-1841 годы, когда её муж получил назначение в Керчь в качестве начальника 1-го отделения Черноморской береговой линии. Это назначение оказалось весьма удачным: оно сопровождалось проживанием Анны Михайловны в имении, которое, как героям Отечественной войны, отцам молодожёнов в районе южного берега Крыма подарил Александр I.

Хозяином небольшого участка близ Фороса являлся свёкор А.М. Бороздиной-Раевской. Здесь она впервые познакомилась с античными древностями юга России и раскопками курганов, которые по поручению правительства вели в Восточном Крыму и на Таманском полуострове чиновник кабинета Его Императорского Величества Д.В. Карейша и директор Керченского музея истории и древностей А.Б. Ашик.

Помимо личного участия в полевых работах под руководством маститых по тем временам археологов, Анна Михайловна стала коллекционировать памятники, найденные в поместьях двух семей в Крыму. И более того, занималась спасением античных древностей, скупая предметы, как тогда их называли, у «счастливчиков» (по нашему «чёрных археологов»). Это явилось только началом её приобщения к археологии, позволившим приобрести профессиональные навыки раскопщика, классификатора и коллекционера памятников античной культуры.

-4

После смерти своего мужа Н.Н. Раевского – младшего больше она замуж никогда не выходила, посвятив себя детям и археологии. Материальные средства позволили ей вместе с малолетними сыновьями уехать в Италию, где она прожила пять лет.

Здесь Анна Михайловна продолжила знакомство с античными памятниками, изучала труды зарубежных учёных и с большинством из них вела интенсивную переписку. Знаменательно и то, что, приобретая и изучая монеты этрусков – одного из древнейших народов Италии, сыгравших цивилизующую роль в истории страны – она, сама того не подозревая, стала основоположницей этрусской нумизматики (при этом многие историки утверждают, что этрусками в Италии называли потомков русских, пришедших в эти земли).

Параллельно наша землячка много путешествовала по Европе. Это обеспечило возможность ознакомления с памятниками западноевропейской первобытной археологии. Анна Михайловна приняла не только деятельное участие в исследованиях тамошних памятников совместно с цюрихским профессором Ф. Келлером, но и сумела приобрести в свою собственность ряд редкостных находок.

Проведённые за рубежом годы позволили А.М. Бороздиной сформировать свои научные интересы, которые, как следует из архивных документов рукописного отдела Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), помимо археологии и нумизматики, распространялись и на минералогию с палеонтологией.

Прожив за границей пять лет, А.М. Бороздина вернулась в Россию.

В Петербурге, она продолжила свои научные изыскания, на этот раз в плане развившегося у неё интереса к этнографии и этногенетической истории славян и их соседей. В фамильном архиве Раевских сохранились её записи и статьи по вопросам археологии степи и лесостепи Европы, дополнявшиеся историко-географическими картами, планами и рисунками важнейших археологических памятников и предметов быта.

Одним из наиболее значимых фактов биографии А.М. Бороздиной является приобретение ею на свои средства в декабре 1866 года дневника раскопок всемирно известного могильника эпохи раннего железа – Гальштатт, который достался российской покупательнице. Вместе с ним Бороздина приобрела и приложенный к нему атлас из авторских рисунков около 1000 погребальных комплексов с разнотипным погребальным обрядом.

Но ещё более показательным следует назвать содействие Анны Михайловны знаменитой научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, половину бюджета которой она профинансировала из своих личных средств. После этого наряду с членством в Археологическом обществе она стала деятельной участницей общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и кроме того, действительным членом Русского географического общества.

А.М. Бороздина (Раевская) скончалась в 1883 году в Петербурге, но была похоронена на воронежской земле – в своём родовом имении Красненькое, рядом с могилой мужа Н.Н. Раевского-младшего.

Вот такая богатая история Новохоперского уезда, а в частности с. Красное, где родилась Анна Бороздина – Раевская.