Однажды меня спросили - а не боюсь ли я, что конкуренты будут использовать мою технику работы с мозаикой из соломки в своих работах? Ведь тогда подобных изделий появится много, и они попросту утратят свою уникальность? И тогда, и сейчас могу сказать - нет, не боюсь)) И вот почему.
Воспользоваться чужой техникой, подсмотрев ее у кого-то, конечно можно. Но для того, чтобы такие изделия начали замечать, нужно не просто делать, как другие, а придумать нечто свое. Чего те, другие мастера как раз и не делают. Именно так однажды моя мозаика стала совсем необычной - она обрела объем.
Мозаикой из соломки я украшаю, по большей части, изделия из дерева. Поскольку соломка сама по себе светлая, дерево нужно затемнить. Тогда золотой цвет соломки станет прекрасным украшением деревянного изделия.
Проще всего затемнить дерево с помощью морилки. Я обычно наношу ее в несколько слоев, просушивая изделие между покрытиями
В данном случае украсить нужно было деревянную чашу. Так что я сделала эскиз, который точно соответствовал ее размерам.
Но в этот раз рисунок должен был стать не совсем обычным - всех птиц я планировала сделать объемными
Рисунок получился достаточно сложным. Чтобы не думать, куда наклеивать листья, веточки, да и самих птиц, я сделала общий контур всего рисунка - вырезала его из бумаги, и наклеила на чашу.
Такую бумажную подкладку я всегда делаю перед началом работы. И обязательно прижигаю его выжигательным аппаратом по контуру - так бумага будет очень прочно держаться на деревянной поверхности
Чтобы сделать птиц объемными, одной соломки недостаточно. Поэтому первоначально я делаю объемный силуэт каждой птицы, используя плотный картон
А затем, сверху проклеиваю еще и белой бумагой. Она помогает выровнять все картонные неровности
Чтобы создать полную иллюзию "живой птицы", в этой мозаике одна деталь всегда скрывается под другой. Так что начинаю я работу с тех частей, которые находятся внизу.
К примеру лапки я почти всегда делаю в первую очередь. Причем ту часть лапки, которая прилегает к туловищу, я делаю немного больше, чем на рисунке. Эту часть позже перекроет следующая деталь - как и у живой птицы
С хвостом таже история - перья накладываются друг на друга. И нижнее опять делается немного больше, чем в эскизе - его должно перекрыть то перо, которое лежит на нем
Тем объемная соломка и сложна - она вся делается "на глаз"
Постепенно, деталь за деталью, птица начинает обретать оперение. Главное, не ошибиться в очередности их наклеивания
На фото я специально положила перо из соломки рядом с рисунком. Видно, что оно больше, поскольку следующие перышки частично его перекроют
И так выкладывается вся птица - вначале лапки, затем хвост, потом то крыло, которое выглядывает из-за спинки, а затем и ближнее к нам крыло.
нет ни одной детали, которая бы легла "стык-в-стык", как в обычной мозаике. Только внахлест
Самое странное для меня при работе с соломкой - это почему она так плохо приклеивается к самой себе. Я наклеиваю соломку на ПВА, причем пользуюсь не абы каким, а тем, что производят в Новгороде. Он, на мой взгляд, один из самых лучших.
Но когда речь идет об объемной соломке, то даже Новгородский ПВА справляется не всегда. Вот тут на помощь и приходит супер-клей. Чтобы приклеить непокорный кончик пера, достаточно маленькой капли. А остаток я обязательно убираю бумажной салфеткой
Выложенных птиц прижигаю выжигательным аппаратом. И сразу начинает появляться четкость - все перышки сразу выделяются.
Теперь птичек можно тонировать - все тем же выжигателем. Но чтобы это было возможно осуществить ( мозаика то ведь не плоская!), тельца птиц нужно тщательно разгладить.
По объему крайне трудно выжигать, а если поверхность еще и оставить со всеми неровностями - то тонировка станет практически невозможной
Но даже после обжига птицы не выглядят полностью законченными
Последний штрих в работе - прорисовка акриловыми красками. Так как соломка золотистая, то и краски я беру золотые металлики. И всегда смешиваю несколько цветов, чтобы получить более интересный оттенок золота
Краски добавляю совсем немного - тоненько выделяю контур - и то, только в тех местах, где на рисунке падает свет. И, как в этом случае, белым немного дополняю перышки и блики в глазах
А так выглядит объемная мозаика после финишного покрытия лаком.
Чтобы соломка заиграла особенно выразительно и ярко. я использую алкидно-уретановый яхтный лак
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазинчик "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!