Опыт работы в психбольнице и психдиспансере изменил моё понимание профессии и её объекта - психического здоровья. У меня появились новые представления. Трудно сказать, сколько в них объективного, а сколько субъективного. Чего больше - приобретенного знания или пессимизма.
Вот, что приобретено.
- Неверие в психологию.
Я вижу, что люди не меняются. В результате каких-то консультаций и психокоррекции можно поддержать человека. Можно помочь ему пережить тяжелые времена. Но наша работа ничем не эффективнее поддержки любого понимающего, умного человека. Глубины психики, где скрыты основные причины нашего поведения, оказываются труднодоступны. В теории возможно всё. На практике мало.
Ещё Фрейд с Юнгом писали, что жизнь может излечивать лучше психотерапевта. Вот в это я верю. Вижу, как люди перерастают и изживают свои психологические изъяны без всякой психотерапии.
У людей одни и те же проблемы на протяжении десятилетий. Только организм с возрастом меняется. Приходит старость. Остается меньше энергии созидать и разрушать себя.
Возникает впечатление, что все решающие изменения в жизни, происходят рано, до 30 лет.
- Кажется, что большинство людей несчастны.
Когда изо дня в день сталкиваешься с горем, со страшными сторонами психики, со скрываемым за шторкой внешней благопристойности уродством человеческих отношений, то думаешь: вот суровая правда жизни.
Начинаешь с недоверием смотреть на людей, подозревать их во лжи, в скрываемых проблемах и пороках. Кажется, что радости в жизни мало и люди изображают благополучие и счастье.
- Кажется, что большинство людей слабоумны.
Сидя в кабинете психодиагностики, постоянно слышишь, как люди неправильно отвечают на простейшие вопросы теста на интеллект. Это вопросы, вроде:
- назовите столицу Италии
- в какой части света находится Бразилия?
- кто написал "Гамлета"?
- назовите 4 планеты Солнечной системы, кроме Земли
На вопрос "кто такой Тютчев?" практически никто не отвечает "поэт". Или "писатель" или "не знаю".
Многие плохо считают. В одном задании надо от 100 последовательно отнимать 7. Это вызывает трудности.
Я не могу к этому привыкнуть. Это не 2 - 3%. Их много. Не буду гадать сколько.
Вспоминаются слова из песни Цоя "И я не знаю каков процент сумасшедших на данный час, но, если верить глазам и ушам - больше в несколько раз".
Говорят, психологу надо уметь отстраняться, когда он работает. Но цена сломанных судеб людей, с которыми ты соприкасался, и их страдания так велики, что оставляют в тебе следы. К тому же уже не удивляешься, всё предсказуемо.
Невольно становишься психологом-пессимистом. Это моя профдеформация.