Найти тему

Николай Островский и Карос Кастанеда говорили примерно об одном и том же...

В предыдущих статьях рассматривалось значение фразы memento «mori – помни о смерти». Время скоротечно и конечно, и об это не следует забывать. Некоторые гуру жизненных стратегий рекомендуют просто упражнение: сделать календарик жизни с годами, месяцам и днями, и каждый день зачеркивать одну клеточку, напоминая себе, что этот день уже никогда больше не повторится. И с каждым днём – финишная чета всё ближе.

После всего вышесказанного остается вопрос:

«И все же[1], сколько лет жизни писать в календарик упражнения?»

Глобальный вопрос бытия упирается в прозаическую форму, отдающую канцелярским духом. В жизни часто так. Большое и грандиозное частенько прячется в невзрачных формах.

Ответ – у вас внутри… В плане общего комментария: оптимизм в такой ситуации выигрывает у пессимизма. Если пожонглировать числами, то в предыдущих статьях упоминались часто мелькающие циклические числа – 7, 12… Семь на двенадцать будет 84. Двенадцать периодов по семь или семь периодов по двенадцать… Почему нет?

Принцип действия очень простой. Прошел день – зачеркиваем. Прошло полгода – зачеркиваем. Прошел год – зачеркиваем.

Выполнение этого упражнения напоминает о том, что:

1) жизнь конечна – memento mori,

2) жизнь коротка – vita brevis,

3) еще не все потеряно, и есть время – ars longa (искусство вечно), но предоставленные возможности надо ценить и пользоваться ими. If you don’t use it – you lose it[2].

У Карлоса Кастанеды много рассуждений на тему memento mori. Ниже – один из примеров. Остальные вы можете легко найти в интернете.

«Смерть находится везде. Она может принять вид зажженных фар машины, которая въезжает на холм позади нас. Она может оставаться видимой некоторое время, а потом исчезнуть в темноте, как если бы она покинула нас на время, но она опять появляется на следующем холме, чтобы потом исчезнуть вновь… Смерть неуклонно преследует нас, и с каждой секундой она все ближе и ближе. Смерть никогда не останавливается. Просто иногда она гасит огни. Но это ничего не меняет…»

Следующий отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» – одна из самых известных цитат на тему «краткой жизни» и «долгого искусства». Советских школьников этот отрывок заставляли учить наизусть.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая‑нибудь трагическая случайность могут прервать её.

Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

Кастанеда высказался и на тему «ещё не все потеряно»:

«Каждый раз, когда воин чувствует, что всё складывается из рук вон плохо и он на грани полного краха, он оборачивается налево и спрашивает у своей смерти, так ли это. И его смерть отвечает, что он ошибается и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Его смерть говорит: „Но я же еще не коснулась тебя!“»

[1] Александр Твардовский: «Я знаю, никакой моей вины/ В том, что другие не пришли с войны,/ В то, что они – кто старше, кто моложе – / Остались там, и не о том же речь,/ Что я их мог, но не сумел сберечь, – / Речь не о том, но все же, все же, все же…»

[2] Если ты этим не пользуешься, то ты это потеряешь.

Разные авторы примерно одинаково описывают путь мага и воина духа
Разные авторы примерно одинаково описывают путь мага и воина духа