Этот город в Турции, невдалеке от Черного моря, почти неизвестен среди россиян. О нем и не все турки знают. История Амасьи уходит вглубь тысячелетий. Например, это была столица очень крупного и сильного Понтийского царства и здесь похоронены цари Митридаты в нескольких поколениях.
А старинная османская архитектура и уникальный ландшафт по умолчанию делают Амасью привлекательным (хоть и труднодоступным) туристическим центром.
В июне 2021 года мы оказались в Амасье уже второй раз, после того как она нас поразила в октябре 2019 года. И остановиться мы решили в том же пансионе, что и в первый раз.
Это было неизбежно, так как Ilk Pension оказался весьма ощутимо связан… с Казанью.
Дело в том, что жена его управляющего, Гекхан-бея (Gökhan), как раз из Казани. Узнали мы об этом, уже покинув пансион в 2019 году - Айгуль связалась со мной по ВКотнакту. Разумеется, захотелось увидеться и пообщаться. И встреча получилась очень интересной!
Мы многое узнали об истории дома, где сейчас располагается пансион. Вернее, его следует называть конак (konağı), это традиционная турецкая гостиница в старинном особняке.
В этом особая прелесть – настоящая аутентичная старина, запах истории, наружная проводка, вышитые вручную занавески, шикарные резные потолки. И этому дому более 200 лет!
В пансионе всего 6 номеров. И все номера отличаются друг от друга, а также имеют свои названия: принц Сулейман, принц Баязет, принц Селим.
Это отсылка к османскому периоду истории Амасьи. В этом городе в медресе при мечетях обучались государственным премудростям отпрыски султанов Османской империи и прочая золотая молодежь той эпохи. Айгуль нам рассказала, что их прямо учили управлению территориями, только территории были маленькими: в пределах территории медресе. А почему Амасья стала таким серьезным образовательным центром для VIP-османов – потому что у города стратегически безопасный ландшафт.
Он расположен в небольшом ущелье, в долине реки. И это ущелье хорошо охранялось, а окрестности прекрасно просматривались с высоких вершин.
Оказывается, в этом старинном доме изначально проживал армянский священник со своей большой семьей.
Это удивительно, потому что Амасья – серьезный культурный и духовный центр для мусульман. И это еще раз доказывает высокий уровень толерантности в Османской империи. Значит, в этом городе была армянская диаспора и армянские церкви.
У дома обширный цокольный этаж. На этом уровне хозяин когда-то готовил самогон из винограда. Остались даже некоторые предметы винокуренного ремесла.
Есть собственный действующий колодец – вода добывается с глубины в 10 метров.
Но, пожалуй, самая уникальная деталь дома – это опорная балка из каштана. По сути, на ней держится все здание.
Гекхан рассказал, что у него в гостях был архитектор из Болгарии, изучавший старинные дома черноморского региона. И вот этот архитектор сказал, что эта несущая балка – свидетельство уникального и уже утраченного строительного ремесла. Сейчас подобные конструкции уже никто не умеет делать.
В 20 веке армяне уехали, продав дом туркам. До 80-ых годов там жили обычные семьи. А потом в нем устроили пансион. Особняк признан памятником архитектуры. И серьезный капитальный ремонт в нем возможен только под пристальным контролем.
Из-за этого контроля возникают и конфузы. Например, не в каждом номере получается сделать туалет. А иногда туалет оказывается… в шкафу!
Гекхан сделал кухню в отдельном пристрое. Завтраки (традиционные турецкие), в теплое время года подают прямо в уютном дворике.
В нем же растет старинная черешня. Во время нашего визита она как раз поспела, и гостеприимные сотрудники пансиона все время нас ей угощали. Это нереально вкусно! Говорят, черешня из Амасьи - самая крупная и вкусная в Турции.
Конечно, в этом замечательном дворе под сенью деревьев и старинного фасада вполне могла начаться история любви. В том числе и такая необычная, как роман Айгуль и Гекхана. Айгуль преподавала английский язык в Казанском университете, и во время стажировки в США выучила турецкий. Вот как-то так. Однажды с подругами отправилась в путешествие по черноморскому побережью Турции, оказалась в Амасье, и остановилась, разумеется, в Ilk Pension.
Оказалось, что Гекхан тоже преподаватель (турецкий язык и литература). Работал учителем в школе в Стамбуле в течение 5 лет. Когда переехал в свои родные края – в Амасью – уже вплотную занялся отелем. На полноценное преподавание времени уже не хватает, только на частные уроки. Два молодых учителя нашли много общих тем. Так завязался роман, который продолжился свадьбой, а в прошлом году у пару появился замечательный малыш.
Айгуль и Гекхан очень гармоничные. Как будто на одной волне. Надо сказать, что Айгуль – смелая девушка, что решилась уехать в турецкую глубинку, далеко от семьи, где языковая среда – только турецкая. Совсем не одно и то же, когда россиянки переезжают в Анталию, выходят замуж за турецких мужчин, но у них сохраняется некий свой круг общения.
Но пока у этой замечательной пары все в хлопотах – маленький сын, непростой бизнес, и дом надо поддерживать в исправном состоянии, что не так то и просто. К тому же позади длинные и тяжелые локдауны, когда пансион вообще не работал. А Гекхан платит аренду собственнику здания, все коммунальные платежи, содержит нескольких работников.
Ребята подходят к своему делу с душой. Например, в любое время можно бесплатно попить вкусного турецкого чаю. Завтраки очень вкусные и сытные. Добрая атмосфера привлекает сюда интересных людей. Например, мы в свой второй визит здесь познакомились с турками-месхетинцами (братом и сестрой) и от души пообщались на тему путешествий и трекингов по Турции. Вероятно, увидимся с ними еще.
Ну а с Гекханом и Айгуль, вероятно, мы тоже еще увидимся. Мы целых два дня доедали черешню, что они нам отправили в дорогу. И настолько нам у них понравилось, что я могу с чистым сердцем рекомендовать этот замечательный конак для ночлега и отдыха в Амасье. Можно сказать, что и этот город, и этот пансион открыли нам другую Турцию.