Как построена работа офицеров спецпропаганды в армиях СССР и США? Где готовят офицеров спецпропагандистов со знанием двух иностранных языков?
Пропаганда. Мы все слышали это слово. Но что это такое? Каждое государство, каждый режим стараются воздействовать на людей, на своих граждан, на иностранцев и на целые страны. Цель воздействия понятная – продвижение своих ценностей и подрыв веры в ценности чужие. Это и есть пропаганда.
В последнее время в нашу жизнь вошли иностранные слова – PR, public Relation, или по-русски связи с общественностью. Пропаганда является составной частью PR, поскольку призвана демонстрировать положительный образ своей фирмы, бренда, товара, или режима (если речь идет о политическом PR).
Есть еще выражение «черный PR», когда целью ставится оболгать конкурента, реже представить доказательства плохой деятельности конкурента, чаще просто оболгать его. Но это тоже элемент пропаганды!
Итак пропаганда. В этой статье речь идет о специфичной пропаганде, составной части армейской работы. Задача пропагандиста на войне показать правое дело наших войск, побудить солдат и офицеров на подвиги и посеять сомнения в правое дело, подорвать веру в победу среди солдат и офицеров вражеской армии. Кто этим занимался в Советской Армии, тот именовался спецпропагандистом, а работа такая именовалась спецпропагандой.
В Советском Союзе был только один военный вуз, готовивший офицеров спецпропагандистов со знанием двух иностранных языков – Военный Краснознаменный Институт Министерства обороны СССР. Каждый год проходил набор курсантов всего на 35 мест. Отбор проходили в основном медалисты, склонные к изучению иностранных языков. Согласитесь, что специалист, призывающий вражеских солдат сдаваться и рассказывающий о рае в нашем плену, не будет пользоваться доверием, если будет говорить по радио с большим акцентом, налепив множество грамматических ошибок.
После окончания института и вручения лейтенантских погон офицер спецпропагандист убывает к месту службы. Обычно его должность в штабе военного округа. Майорская должность. Основная его обязанность – воздействовать на личный состав армии противника и на население иностранного государства. Он обязан знать современную жизнь сопредельного государства, поэтому регулярно читает иностранную прессу, просматривает появившиеся новые видеоматериалы. Иными словами, он собирает легальную информацию для ее анализа и подготовки аналитического отчета командованию военного округа. Ввели войска Афганистан? Значит работа этого офицера в убеждении местного населения в добрых намерениях нашего государства и армии, в подрыве доверия местного населения к моджахедам. Он участвует в подготовке печатной продукции, газетных материалов, листовок, радиопередачах. Он организует и проводит опросы местного населения и участвует в допросах пленных для получения объективной картинки истинного отношения населения к нашей армии и о причинах такого отношения. И все это он организует и проводит один.
А как со спецпропагандой обстоят дела в армии США? А в армии США для проведений мероприятий сформированы пять батальонов, которые расквартированы в разных частях Света. В батальон входят – передвижная типография, передвижная телестудия, передвижная радиостанция, группа спецпропагандистов, создающих продукт для транслирования, взвод аналитиков, проводящих опросы населения, допросы пленных. Иными словами в каждом батальоне несколько сотен профессионалов своего дела.
Для воздействия на местное население создаются радиоспектакли, снимаются сериалы, издаются газеты, комиксы, журналы.
Спецпропагандисты придумывают различные нетрадиционные способы воздействия на врага. Так, например, во время войны с Ираком «Буря в пустыне» кто-то придумал такое воздействие – из мощных динамиков на армию Ирака днем и ночью лилась музыка, тяжелый рок. Ухо араба не воспринимает тяжелый рок, да и вообще такая музыка араба угнетает, что существенно влияет на боевой дух иракского солдата. Кто не верит в такое воздействие, попробуйте сами сутки послушать арабскую музыку, их дудки пищалки, к которой не привык европеец и заметите резкое изменение настроения.
Что интересно, то, что в армии США делает целый батальон, в нашей армии ложится на плечи лишь одного офицера – спецпропагандиста в штабе округа.
Да, в наше время нет более такой специальности, как военный спецпропагандист, как и нет Военного Краснознаменного Института. Институт объединили с Военно-политической академией имени Ленина, а факультет спецпропаганды переименовали в факультет зарубежной военной информации. Соответственно выпускается не офицер-политработник спецпропагандист, а офицер – переводчик.
Ну и наверное излишне говорить, что такой офицер, знающий пару иностранных языков, не теряется и на гражданке. В газетах, издательствах, на телевидении, даже в штабах партий во время избирательной компании такой офицер ценнейший сотрудник.
Понравилась статья? Ставь лайк. Подписывайся!