…они же «скорости».
Большинство современных велосипедов (кроме синглспидов, BMX и фиксов) имеют несколько передач.
При покупке первого велосипеда со «скоростями» многие смутно представляют, для чего нужны переключатели на велосипеде и как ими правильно пользоваться. Незнание того, как правильно переключаться, не позволяет извлекать всю пользу от многоскоростной трансмиссии во время езды на велосипеде. Иногда это приводит к поломке переключателей и последующему дорогому ремонту. Кроме того, если вы неправильно переключаетесь, это отражается не только на эффективности езды, но, и главное, ускоряет износ цепи. Как правильно переключать передачи на велосипеде, чтобы езда была комфортной, а жизнь байка – долгой и без поломок? Расскажем об этом в этой статье.
Для чего нужно переключение скоростей.
Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде никаких вариантов нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. В случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.
Что такое переключение скоростей.
Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. Если у вас велосипед с передним переключателем, то различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста.
Переключение скоростей происходит через шифтеры (манетки), которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами. Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и восемь-десять ведомых звезд. Передние звезды нумеруют от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.
Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:
● Переключать передачи следует только во время движения, пока вы крутите педали и приводите в движение трансмиссию.
● При переключении передачи цепь не должна быть натянута слишком сильно. В этом случае возможны поломки трансмиссии вплоть до разрыва цепи. Для корректного и плавного переключения необходимо ослабить нагрузку на педали.
● Планируя сменить скорость, убедитесь в запасе скорости и во время переключения не педалируйте слишком интенсивно.
● Переключение передач должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько передач. Все зависит от уровня самого переключателя и общего состояния трансмиссии, но в любом случае советуем новичкам переключать передачи последовательно.
Некоторые задние переключатели и манетки позволяют перекидывать цепь через несколько звезд за раз.
● При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить передачу на более низкую, перед тем, как вы на нее въедете.
● Это же правило переключения скорости на велосипеде действует и перед спуском. Катясь вниз на высокой скорости лучше следить за дорогой и контролировать тормоза.
● Любое изменение грунта – грязь, песок, сложный грунт, трава – нагружает цепь, переключать скорости в это время не рекомендуется, необходимо переключаться заранее.
● Старайтесь не допускать перекоса цепи, если на велосипеде установлен передний переключатель.
● Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг манетки или шифтера.
Ниже представлена схема, которой нужно руководствоваться при переключении скоростей, если на вашем велосипеде установлен передний переключатель.
Перекос цепи может негативно сказаться на переключении передач, а также привести к быстрому износу трансмиссии велосипеда. Фактически, если велосипед имеет 3 звезды спереди и 9 сзади, это означает, что вы можете выбрать любую из 27 передач.
Есть велосипеды с одной звездой спереди и большой кассетой сзади. Современная трансмиссия с одной звездой спереди и 12 сзади полностью перекрывает диапазон с 3 звездами спереди и 9 сзади, не говоря уже об устаревших группах с 6-8 звездами на заднем колесе. Как правило, с меньшим количеством звёзд трансмиссия получается более удобной в эксплуатации, обслуживании и настройке, а также имеет меньший вес.
Механизм переключения.
Переключатели передач используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских до горных. Переключение осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.
Передний переключатель.
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.
Задний переключатель.
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.
Наиболее эффективное переключение.
Запомните одно правило: НЕ бывает идеальной передачи, переключайтесь! Часто люди тратят слишком много сил, взбираясь по крутому склону на маленькой задней звезде, будто пытаясь сломать шатуны. Или часто велосипедисты едут с горы на очень лёгкой передаче и забалтывают ноги. Помните - ваша цель во время езды должна состоять в том, чтобы сохранить постоянный ритм (КАДЕНС, число оборотов педалей в минуту), насколько это возможно. Нужно следить за ним и поддерживать в определенном диапазоне. Для профессионалов он начинается от 80 оборотов в минуту. Нужно это не только для того, чтобы сохранить трансмиссию, но и для здоровья ваших собственных коленей. Мы рекомендуем часто переключаться для повышения эффективности во время езды.
Как правильно переключать передачи для подъёма в гору.
Начинающих велолюбителей часто пугают тем, что переключаться в гору категорически нельзя. Но это не так! Правила переключения в гору просты. Если вам необходимо сбросить скорость на передних звездах, то вам следует замедлить вращающий момент педалями, то есть сделать переключение максимально плавным.
Замедлять вращающий момент педалями при переключении передних скоростей следует потому что разница между звездами на передней трансмиссии как правило составляет около 10 зубьев, и это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору (да и просто по ровной местности), вам необходимо замедлить вращающий момент педалями, тогда произойдет плавное и корректное переключение.
Если же двигаясь в гору вам необходимо переключить скорость на задней трансмиссии, то вам необходимо наоборот увеличить вращающий момент педалями.
Единственное, чего точно не следует делать при подъеме в гору — это увеличивать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2, а также со 2 на 3). Увеличивать и уменьшать скорость на задних звездах при подъеме в гору вы можете абсолютно спокойно, не боясь, что с вашим велосипедом что-то случится.
Чтобы трансмиссия всегда работала чётко, цепь не слетала, а звёздочки были цепкими, следите за состоянием велосипеда: целостностью тросиков, чистотой механизмов, наличием смазки на цепи.