Найти тему
New Bike PRO

Как правильно переключать передачи?

Оглавление

…они же «скорости».

Большинство современных велосипедов (кроме синглспидов, BMX и фиксов) имеют несколько передач.

При покупке первого велосипеда со «скоростями» многие смутно представляют, для чего нужны переключатели на велосипеде и как ими правильно пользоваться. Незнание того, как правильно переключаться, не позволяет извлекать всю пользу от многоскоростной трансмиссии во время езды на велосипеде. Иногда это приводит к поломке переключателей и последующему дорогому ремонту. Кроме того, если вы неправильно переключаетесь, это отражается не только на эффективности езды, но, и главное, ускоряет износ цепи. Как правильно переключать передачи на велосипеде, чтобы езда была комфортной, а жизнь байка – долгой и без поломок? Расскажем об этом в этой статье.

Для чего нужно переключение скоростей.

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде никаких вариантов нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. В случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

-2

Что такое переключение скоростей.

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. Если у вас велосипед с передним переключателем, то различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста.

Переключение скоростей происходит через шифтеры (манетки), которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами. Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и восемь-десять ведомых звезд. Передние звезды нумеруют от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

● Переключать передачи следует только во время движения, пока вы крутите педали и приводите в движение трансмиссию.

● При переключении передачи цепь не должна быть натянута слишком сильно. В этом случае возможны поломки трансмиссии вплоть до разрыва цепи. Для корректного и плавного переключения необходимо ослабить нагрузку на педали.

● Планируя сменить скорость, убедитесь в запасе скорости и во время переключения не педалируйте слишком интенсивно.

● Переключение передач должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько передач. Все зависит от уровня самого переключателя и общего состояния трансмиссии, но в любом случае советуем новичкам переключать передачи последовательно.

Некоторые задние переключатели и манетки позволяют перекидывать цепь через несколько звезд за раз.

● При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить передачу на более низкую, перед тем, как вы на нее въедете.

● Это же правило переключения скорости на велосипеде действует и перед спуском. Катясь вниз на высокой скорости лучше следить за дорогой и контролировать тормоза.

● Любое изменение грунта – грязь, песок, сложный грунт, трава – нагружает цепь, переключать скорости в это время не рекомендуется, необходимо переключаться заранее.

● Старайтесь не допускать перекоса цепи, если на велосипеде установлен передний переключатель.

● Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг манетки или шифтера.

Ниже представлена схема, которой нужно руководствоваться при переключении скоростей, если на вашем велосипеде установлен передний переключатель.

Не советуем допускать перекос — так цепь быстрее изнашивается.
Не советуем допускать перекос — так цепь быстрее изнашивается.

Перекос цепи может негативно сказаться на переключении передач, а также привести к быстрому износу трансмиссии велосипеда. Фактически, если велосипед имеет 3 звезды спереди и 9 сзади, это означает, что вы можете выбрать любую из 27 передач.

Есть велосипеды с одной звездой спереди и большой кассетой сзади. Современная трансмиссия с одной звездой спереди и 12 сзади полностью перекрывает диапазон с 3 звездами спереди и 9 сзади, не говоря уже об устаревших группах с 6-8 звездами на заднем колесе. Как правило, с меньшим количеством звёзд трансмиссия получается более удобной в эксплуатации, обслуживании и настройке, а также имеет меньший вес.

Механизм переключения.

Чейнлайн.
Чейнлайн.

Переключатели передач используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских до горных. Переключение осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель.

Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

-5

Задний переключатель.

Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Шоссейный переключатель Shimano Ultegra.
Шоссейный переключатель Shimano Ultegra.

Наиболее эффективное переключение.

Запомните одно правило: НЕ бывает идеальной передачи, переключайтесь! Часто люди тратят слишком много сил, взбираясь по крутому склону на маленькой задней звезде, будто пытаясь сломать шатуны. Или часто велосипедисты едут с горы на очень лёгкой передаче и забалтывают ноги. Помните - ваша цель во время езды должна состоять в том, чтобы сохранить постоянный ритм (КАДЕНС, число оборотов педалей в минуту), насколько это возможно. Нужно следить за ним и поддерживать в определенном диапазоне. Для профессионалов он начинается от 80 оборотов в минуту. Нужно это не только для того, чтобы сохранить трансмиссию, но и для здоровья ваших собственных коленей. Мы рекомендуем часто переключаться для повышения эффективности во время езды.

Как правильно переключать передачи для подъёма в гору.

Начинающих велолюбителей часто пугают тем, что переключаться в гору категорически нельзя. Но это не так! Правила переключения в гору просты. Если вам необходимо сбросить скорость на передних звездах, то вам следует замедлить вращающий момент педалями, то есть сделать переключение максимально плавным.

Подъём на велосипеде в гору.
Подъём на велосипеде в гору.

Замедлять вращающий момент педалями при переключении передних скоростей следует потому что разница между звездами на передней трансмиссии как правило составляет около 10 зубьев, и это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору (да и просто по ровной местности), вам необходимо замедлить вращающий момент педалями, тогда произойдет плавное и корректное переключение.

Если же двигаясь в гору вам необходимо переключить скорость на задней трансмиссии, то вам необходимо наоборот увеличить вращающий момент педалями.

Единственное, чего точно не следует делать при подъеме в гору — это увеличивать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2, а также со 2 на 3). Увеличивать и уменьшать скорость на задних звездах при подъеме в гору вы можете абсолютно спокойно, не боясь, что с вашим велосипедом что-то случится.

Чтобы трансмиссия всегда работала чётко, цепь не слетала, а звёздочки были цепкими, следите за состоянием велосипеда: целостностью тросиков, чистотой механизмов, наличием смазки на цепи.

Авто
5,66 млн интересуются