Этот пистолет интересен и сам по себе даже независимо от того, что экземпляр с серийным номером 1 (на фото выше) стал в свое время личным оружием последнего императора Германии, Вильгельма Второго. Ибо это и часть истории столь любезных автору немецких "жилетников" и "компактов" начала XX века, и любопытная конструкция со "свободным затвором наоборот", где не затвор откатывался назад при выстреле, а ствол - вперед.
Эта схема именно для компактных пистолетов стала как раз подходящей по многим причинам. Первая, куда же без этого - отсутствие на тот момент аналогичных патентов, что развязывало Андреасу Вильгельму Шварцлозе руки в производстве без отчислений в чью-то пользу. А вторая хорошо видна по чертежу из патента:
Для компактного пистолета приходилось бороться за каждый миллиметр длины ствола. Если в пистолетах с "нормальным" свободным затвором патронник нужно было размещать перед магазином, то в системе Шварцлозе он мог находиться практически полностью над магазином, при тех же габаритах пистолета позволяя сделать ствол длиннее. По большому счету, термин "свободный затвор" тут в принципе не особо корректен (ибо затвор - вовсе одно целое с рамкой), правильнее говорить о системе свыкатом ствола.
При выстреле сила трения между пулей и стенками ствола стремилась увлечь его вперед. При начале движения ствола зацеп, размещенный на выступе слева-снизу за патронником, начинал выталкивать очередной патрон из 7-зарядного магазина на горку подачи.
Одновременно с этим патронник "сползал" со стреляной гильзы, а поднимающийся наверх патрон ее выталкивал. При возврате ствола на место он как бы "насаживался" на остающийся перекошенным на горке подачи патрон, заставляя его войти в патронник и зафиксироваться на зацепе затвора. Для того, чтобы патрон не столкнуло обратно в магазин, его пружина была сделана весьма-таки мощной, из-за чего последний седьмой патрон при снаряжении магазина входил в него с трудом.
Ударно-спусковой механизм пистолета - курковый, одинарного действия, со скрытым курком и автоматическим предохранителем в передней части рукояти (решение на тот момент новаторское, так как в отсутствие отката затвора обеспечить взвод одинарного УСМ непросто - поэтому, например, у Mannlicher 1894 курок перед каждым выстрелом взводился вручную). Причем сама конструкция автоматического предохранителя проста до безумия, хотя и не абсолютно надежна - прожатие его пальцами кисти поджимало с помощью обводящей магазин снизу тяги (15) боевую пружину (12), заставляя ее перегнуться через рычаг защелки магазина (13), с отпущенным же предохранителем ее усилие при взводе курка было недостаточным для гарантированного накола капсюля. Одновременно не нажатый предохранитель блокировал спусковой крючок. Небольшой движок в вырезе левой накладки рукояти позволял зафиксировать автоматический предохранитель постоянно прожатым.
Была у конструкции пистолета и третья особенность в дополнение к двум перечисленным ранее. Если при выстреле "нормальный" свободный затвор стремится стронуть сила, равная произведению давления пороховых газов на внутреннюю площадь донца гильзы за вычетом трения меджду гильзой и патронником, то здесь - заметно меньшая сила трения между пулей и стволом за вычетом опять-таки трения гильза-патронник. Это позволяло сделать подвижный ствол легким, в отличие от затвора, уже на использованном Шварцлозе патроне .32 ACP (он же 7.65 mm Browning) у пистолетов обычной компоновки бывшего довольно увесистым - в итоге пистолет весил всего 530 граммов, имея длину ствола в 105 мм при общей длине в 140 мм. Сравните с "Браунингом" модели 1900 года, для которого этот патрон и создавался: при длине ствола в сопоставимые 102 мм "Браунинг" имел длину уже в 164 мм и весил при той же емкости магазина 625 граммов.
Но, как ни крути, такая схема автоматики была довольно капризной. Вернитесь на абзац выше - ведь, если у "человеческого" свободного затвора важна кривая давления при выстреле, что достаточно легко стандартизируется даже на разных порохах и пулях, то здесь важно было и как пулю вперед толкают пороховые газы, и какова по конструкции сама пуля. Подача с "подклиниванием" перекошенного патрона, на который накатывался ствол, также не прибавляла пистолету надежности работы. Плюс к этому сама отдача у пистолета воспринималась жесткой и "неправильной" из-за движущегося "не туда" ствола: сначала стрелок ощущал толчок назад при выстреле, как и на нормальном пистолете, затем был рывок вперед при остановке ствола в крайнем переднем положении (при этом спусковой крючок врезался в палец ощутимо), и уже после этого пистолет снова мотыляло назад, когда ствол возвращался в изначальное положение и бил по рамке. Так что короткая жизнь этой схемы автоматики неудивительна, даже с учетом того, что свои перечисленные в начале статьи плюсы она тоже имела. Самих "Шварцлозе" было выпущено всего около 8 тысяч.