Почему произошла драка с обезьянами и зачем показывал кулак местный житель?
Абхазия — маленькая страна. Во время отпуска можно объехать практически всю, имею в виду города и сёла. Ясно-понятно, что поездка в горы, особенно экстремальная (а я про это обязательно расскажу), занимает время. Но вот посетить столицу Страны души не составляет никакого труда.
Из любимого села Лдзаа ранним утром на маршрутке до Пицундского поворота. Несколько метров до остановки, и вот общественный транспорт мчит нас в жаркий июльский Сухум. Прибыли.
Первым делом, пока нет экскурсионных толп, двинули в ботанический сад. Он великолепен. Особенно утром, когда в тиши и покое бродишь между огромных деревьев, кустарников, цветов. Благодать.
Встретили много смешных названий растений. Вот одно из них, ну и куда ж без пары фото цветов.
Далее по курсу — обезьяний питомник, Конечно же, на входе предложение приобрести угощение, ладно, купили, всё же наши родственники. Да такие дикие. Злобный павиан чуть не схватил у Владки сразу всю пачку с кукурузными палками. А потом обезьяны, объединившись, подрали ей волосы.
Далее — по улицам… Не, не с оркестром. Просто прогулки по городу. Искали собор, плутали-плутали, не нашли. Зато поняли — шаг влево от экскурсионного маршрута, и вот он — расстрелянный во время войны Сухум. Квартиры, в которых живут, соседствуют с разбомбленными. Ощущения так себе, когда понимаешь, что когда-то, и вполне возможно, дружно жили все вместе и абхазы, и грузины, и армяне.
Площадь Свободы в самом центре Сухума тоже венчает грандиозный постамент времен грузино-абхазской войны, разгромленный и сгоревший комплекс зданий Совета Министров некогда советской Абхазии.
Разговоры о восстановлении здания в Абхазии то разгораются, то затихают вновь. Даже эскизы уже прорабатывали. Станет ли оно когда-то таким, каким было, вопрос открытый.
Заброшенный сухумский Морской вокзал является ещё одним памятником советской эпохи в столице Абхазии. Это очень заметное здание, выполненное в форме корабля, просто невозможно не заметить с набережной.
Строиться вокзал начал в 1975 году и, вероятно, после возведения довольно активно функционировал по своему назначению. Явно, туда наведывались в ресторан и местные жители, и гости гостеприимного курортного Сухума.
Путь по улочкам продолжался. И от работы, как говорится, не сбежишь (я тружусь в телекомпании). Коллег вот встретили. Ну и как не приобрести свежую прессу.
Пришло время двигать в обратный путь. Пешком мы по жаре дошлёпали до рынка. А там на автобус до вокзалов. Здесь отдельно нужно остановиться на моменте общения с местным жителем. Находившись по жаре, выглядели мы весьма колоритно: краснющие мордашки. И пожилой мужчина, поняв, что мы отдыхающие, спрашивает: «Вы откуда?». Мы: «Из Тюмени». «Аааааааа, знаю-знаю». Ну ту мы сразу подумали, что начнётся: нефть, газ, деньги… А он: «Бывал я там когда-то, у вас там комарищи во какие!». И показывает кулачище! Порадовал нас от души!
В Абхазии всегда удивлял ценник проезда в общественном транспорте, особенно в автобусах, сущие копейки. Фото во время этой поездки нет, есть от 2014 года. А в 2021-м вот такие:
троллейбус по Сухуму – 5 руб.
автобус по Сухуму – 10 руб.
Отправляться обратно до Пицундского поворота будем с площади от вокзала два в одном. Автобусный и железнодорожный. Последний всё же тут за главного. 2011 год. Вид удручающий.
Проектировали вокзал архитекторы Леван и Лола Мушкудиани. Фасад облицовывали мрамором и гранитом. Окна, кассы изготавливались из каштана. Пол ресторана был покрыт паркетом. Стоимость отделочных работ в 1951 году дошла до неприличных 24% от общих затрат на строительство, а кубометр здания обходился казне в 315 рублей. Здание Сухумского железнодорожного вокзала было открыто 1 декабря 1951 года. Оно было рассчитано на одновременное пребывание на вокзале от пятисот до тысячи человек.
Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов железнодорожный вокзал в Сухуме был разрушен. Движение поездов тогда полностью прекратилось, а само здание использовалось как склад боеприпасов. Полноценное движение восстановилось только в 2004 году. После войны вокзал бездействовал до 2004 года, когда было восстановлено полноценное движение.
Сейчас в зимний период вокзал принимает один поезд «Москва — Сухум — Москва». В курортный сезон ежедневно в Абхазию ходит три поезда, два московских и один – «Санкт-Петербург — Сухум». Не знаю, как сейчас, в 2011-м отсюда же можно было уехать на автобусах в четырёх направлениях.
Вот такая получилась неоднозначная поездка. Главное — знакомство со столицей Страны души состоялось!
В Сухуме смешались красота и разруха. Прекрасные краски зелёных субтропиков и чёрно-серые глазницы заброшенных домов. Многоцветье Ботанического сада и мрачный памятник грузино-абхазскому конфликту - здание Совета Министров. Два разных Сухума — до войны и после — теперь дополняют друг друга...
В статье использована информация с сайта sputnik-abkhazia.ru
Лара Фёдорова