Найти тему
Новый Мир

Отец фараону. Эпилог

Роман "Отец фараону". Начало здесь.

ЭПИЛОГ

Заканчивая это волнующее повествование, кратко упомянем, что произошло с его героями после сего.

В течение долгих семнадцати лет после столь долгожданной встречи патриарх и его любимый сын смогли наслаждаться общением друг с другом.  Видя процветание Иосифа, Иаков постепенно обрел долгожданный и столь необходимый ему мир и покой. Он жил в земле Гесем, плодородие которой славилось во всем Египте, был окружен своими раскаявшимися детьми и заботой того, кто значил для него больше всех остальных.

Фараон Беон почитал его, как старейшего представителя великого рода поклонников Иеговы, в знак чего принял от патриарха Божье благословение.

Перед смертью Иаков завещал похоронить его в земле Ханаанской близ Кириаф-арбы, в пещере, которую купил Авраам с полем Махпела у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Там были похоронены Авраам и жена его Сарра, Исаак и Ревекка, а также Лия.

Иосиф в точности исполнил завещание отца. В день погребения Израиля он произнес такие слова:

«В этом дне его уже нет. Он лежит в этой сырой пещере... Он ничего не видит, не слышит и не ощущает. Для него путь закончен. А мы... пока еще на земле, среди живых. Мы можем впитывать в себя все ее прелести и горечи. Одним словом, ее бесценное бытие. Наше время еще здесь, на ней. Когда же мы умрем, то пусть дух наш, как и дух Иакова, вознесется к Богу, чтобы вечно пребывать с Ним. Я от всего сердца желаю этого всем здесь присутствующим, всем, кого искреннее люблю. И себе тоже.»

Двенадцать сыновей Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых. После четырехсотлетнего пребывания в Египте, очень быстро забывшем Иосифа, так как и он сам, и его семья были отождествляемы с гиксосами, их потомки, пройдя сквозь скорбь, унижения и рабский труд, пришедшими на смену первоначальному благоденствию, были выведены Богом через Моисея в обетованную землю, образовав таким образом государство Израиль.

Симеон и Левий, неразлучные братья, непревзойденная жестокость которых, проявленная сперва с жителями Сихема, а после с Иосифом, определила их участь. Только в глубокой старости принесли они достойные плоды покаяния. Их потомки на протяжении веков вынуждены были расплачиваться за грехи своих праотцов, взращивая в себе их бунтарский дух. Это оказало влияние на их судьбу. При разделе земельных уделов Ханаана между двенадцатью коленами, Симеону достался самый маленький, потому что его колено было самым малочисленным. Левий совсем не получил земельного участка, а только города, однако его верность Господу, проявленная во время сорокалетнего странствования по пустыне, когда все остальные колена отступили от Него, послужила его назначению на священническое служение, и таким образом проклятие обратилось в благословение.

Рувим прожил долгую и насыщенную жизнь. Его маленький сын Иосиф, напротив, умер незадолго до их переселения в Египет. Первенец Иакова, начаток его силы и крепости, вследствие одного-единственного греха не только навсегда потерял дорогую ему привилегию, но и лишил первенства в Израиле всех своих потомков.

Поступок Рувима был настолько мерзок в глазах Иакова, что никакие его добрые дела впоследствии не смогли загладить перед ним его вину. Патриарху казалось, что даже совершенное его сыновьями с Иосифом не было настолько ужасным, как прелюбодеяние с его наложницей. Несмотря на прощение, Иаков никогда больше не возвратил первородство своему старшему сыну.

Первородство с обильными благословениями перешло к Иуде, его четвертому сыну. К тому времени Израиль (это было перед самой его смертью) уже полностью осознал, что Иосиф оказался в Египте по воле Божьей, что Всемогущий обратил великое зло, содеянное его завистливыми братьями в великое добро и благодеяние для многих. Это помогло патриарху суметь простить своих неразумных, своевольных и амбициозных детей.

Именно ему, Иуде, адресованы следующие великолепные слова:

«Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.»*

В родословной Иисуса Христа, записанной в Евангелии от Матфея, первой главе, мы находим имя Иуды, как Его далекого предка, а также Фареса, одного из родившихся у Иуды близнецов.

Колено Иуды было самым сильным в Израиле, и на его территории была расположена его столица – Иерусалим.

Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.** Эти пророческие слова, которыми охарактеризовал своего младшего сына Иаков, относились к будущему колена Вениаминова. Это колено на протяжении всех веков выделялось своей воинственностью и мужественностью. Примечательно, что уже при исходе израильтян из Египта на знаменах колена Вениаминова был изображен скалящий зубы серый волк. Из этого колена вышел первый царь Израиля Саул, царица Есфирь, а также один из авторов Нового Завета, апостол Павел.

Фараон Беон процарствовал сорок четыре года и умер, когда Иосифу было семьдесят два. На смену ему пришел другой фараон-гиксос, по имени Хиан***, который не меньше ценил своего мудрого премьер-министра. Хиан скончался за два года до смерти Иосифа, через тридцать шесть лет своего правления.

Потифар закончил свои дни в сельской местности, и уже к приходу семьи Иосифа в Египет о нем ничего не было известно.

Асенефа, верная жена Иосифа, родила ему сыновей и дочерей и умерла незадолго до смерти мужа.

Таппуах, после того, как не стало его лучшего друга, удалился в пустыню, и след его затерялся. Поговаривали, что несколько раз кочевники встречали одинокого старика, черного с головы до ног, с обезображенным лицом и иссохшего, как древнее дерево в засуху, который то внезапно появлялся, то исчезал. Но очень скоро все толки об этом прекратились.

Тарик, остроумный одиночка, к пятидесяти годам женился, что обнаружило в нем сокрытую до того момента склонность к семейной жизни. После этого он стал намного реже появляться в доме Иосифа. Умер он в возрасте шестидесяти семи лет от отравления вином, предназначенным фараону.

Ефрем и Манассия официально вошли в число сыновей Иакова, обеспечив Иосифу двойной удел в Израиле.

Жизнь Иосифа была полна благословений и добрых плодов праведности.

Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною. Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы; но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных.

Да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.****

На протяжении всех лет засухи каждый, кто обращался к Египту за помощью, получал ее. Благодаря своей мудрой политике премьер-министр этой страны стал отцом не только фараону, но и всему народу.

Однако за долгие семь лет голода ему пришлось преодолеть большие сложности в отношениях с фараоном Беоном, которому было безразлично, каким образом его подданные будут расплачиваться за зерно. По завершении четвертого года у большинства из них закончилась плата, и в ход пошел скот, а когда наступил пятый год, у многих не осталось ничего, кроме их самих и их высохших земель. Впереди оставалось еще три голодных года.

Фараон Беон в целом предоставил Цафнаф-панеаху полную свободу действий, но все-таки в особых случаях он вспоминал о своем превосходящем положении. Поскольку у людей оставались только они сами, фараон задумал купить их в обмен на зерно. Это означало обращение их в пожизненное рабство. Он предполагал встретить сопротивление премьер-министра, который как раз работал над тем, на каких условиях продолжать выдавать зерно, но надеялся переубедить его. Иосиф согласился только для того, чтобы усыпить бдительность фараона и помешать осуществлению его дерзких замыслов.

Вместо того, чтобы лишить людей всего, как того хотел Беон, он разрешил им остаться на земле и арендовать ее с ежегодной уплатой фараону пятой части со своих будущих доходов. На таких условиях Иосиф снабжал народ зерном до окончания засухи, а когда она закончилась, алчность фараона снизилась, и он одобрил гуманный проект своего министра.

Однажды, в беседе с Иаковом, Иосиф поведал: «Школа страданий закалила меня и привела к вратам большого будущего. Я не имею в виду мой титул при дворе фараона. Это ничего не значит, отец. Большое будущее, которое одновременно есть и настоящее – это то, что внутри меня. Моя вера, моя надежда, мое упование. Когда-нибудь мои завистники могут столкнуть меня с пьедестала, – не беда. Я не боюсь вновь упасть в нищету, в унижения... если на то будет воля Божья. Мое нерушимое будущее всегда и везде со мной.»

Иосиф не изменил своему слову. Его праведность до конца жизни сопутствовала его доброму имени, как некая неотъемлемая часть, пока постепенно не превратилась в легенду.

После смерти Иакова братья Иосифа испугались, что теперь Иосиф захочет отомстить им за все то зло, которое они ему причинили. И послали слуг сказать ему: отец твой перед смертию своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: «прости братьям твоим вину и грех их; так как они сделали тебе зло». И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.

Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.

И сказал Иосиф: не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей. Итак не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их.

И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет, восемьдесят из которых он провел на посту премьер-министра.

И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа.*****

Как-то раз один из его внучат спросил его:

– Дедушка, когда ты был молодым, все также хотели получить твой совет? Также ценили тебя?

Выцветшие глаза Иосифа заблестели. Дрожащей рукой он утер внезапную слезу. Наивный вопрос ребенка пробудил в нем ушедшую юность, разжег увядшие силы. Он будто увидел кого-то вдалеке... Худенького полураздетого мальчика, идущего вслед верблюдам, а потом сидящего на песке, скрестив ноги и подняв взор к небесам...

– Люди не всегда ценили меня, мой дорогой, – ответил Иосиф, вздохнув. – Но всегда благоговели перед Тем, Кто со мной.

И сказал Иосиф братьям своим: я умираю. Я младше большинства из вас, но мне суждено уйти первым. А вы следуйте путем веры и надежды, взращивая в себе кротость и терпение. Не прилепляйтесь душой к здешним местам и помните, что в благополучии таится опасность. Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте.******

Через четыреста лет кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта во время исхода под предводительством Моисея, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, и которое досталось в удел сынам Иосифовым.*******

Прошло больше трех тысяч лет с тех пор, как Иосиф обрел покой в земле Ханаанской. И, как пески смертоносных пустынь тотчас заметают одинокий след путника, так и его могила занесена прахом многих веков, проплывших над ней. Место ее давно забыто у людей.

Но в памяти Всемогущего Бога надежно сохранена история благословенной жизни... А также на страницах Священного Писания.

*  Бытие 49:8-10.

**  Бытие 49:27.

*** Хиан или Хьян – согласно сохранившимся историческим сведениям, имя третьего фараона-гиксоса, правившего Египтом в течение 36 лет.

****  Бытие 49:22-26.

*****  Бытие 50:16-23.

******  Бытие 50:24-26.

*******  Иисус Навин 24:32.

Автор Татьяна Осокина

16 мая 2003 – 29 сентября 2007.

Буэнос-Айрес, Аргентина

Сказ о Воде. Удивительный кристаллы Масару Эмото

Благодарю Вас, дорогой ЧИТАТЕЛЬ!

До встречи!