Царица словно очнулась, оглядела сыновей, сидящих вокруг. Они улыбались и смотрели на нее, как в детстве, ожидая обеда.
Кунти смотрела на сыновей, на их озорные улыбки, и никак не могла вынырнуть из пучины отчаяния, охватившего ее. Она даже не поняла смысл вопроса, пока Пандавы вдруг не протянули к ней руки с едой...
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 82
Дварака
Кришна со своей супругой Рукмини прогуливались по песчаному берегу. Известие о трагедии в Варнаврате уже достигло Двараки, и Рукмини была очень печальна.
- Как жаль… Мне так и не удалось получить благословения царицы Кунти, - говорила она, смахивая слезинки.
Кришна остановился и посмотрел на супругу:
- Оглянись, Рукмини, что ты видишь?
Девушка посмотрела на пустой берег:
- Я вижу лишь наши следы, мой господин…
Пока она произносила эти слова, накатившие волны сравняли песок, и следы исчезли. Рукмини вопросительно посмотрела на мужа.
- Волны смыли следы, - улыбнулся Кришна, - но значит ли это, что те, кто их оставил, тоже исчезли?
Рукмини замерла на несколько секунд, с надеждой заглядывая в глаза своего супруга:
- Значит, Пандавы живы?! Так живы или нет, скажите определенно…
Кришна пожал плечами:
- Я не знаю, но дело в том, Рукмини, что пришло время перемен. Во всех землях Бхараты подданные надрываются на полях, выращивая огромные урожаи, гнут спины в шахтах, добывая золото и самоцветы, обтесывают огромные камни на строительствах дворцов…
Но что они получают взамен? Голод, бедность и беззаконие! А цари богатеют, и чем богаче они становятся, тем меньше их беспокоит судьба простых людей, которые добывают и создают им все это богатство.
Когда такое беззаконие начинает править миром, Бог посылает на Землю праведников. И пока ситуация не изменится, пока подданные не обретут счастье, посланники Бога не погибнут, Рукмини!
Я абсолютно уверен, что они живы.
Рукмини зачарованно слушала своего супруга. А он, как всегда с улыбкой, добавил:
- И скоро я встречусь с ними в Панчале.
- Почему именно в Панчале? – спросила Рукмини.
И Кришна поведал ей, что там, в Панчале, среди греховности и беззакония, скоро должна родиться такая сила, которая сможет изменить будущее всех Арийских земель:
- Мне надо поехать туда, чтобы защитить эту силу.
- От кого? – продолжала спрашивать Рукмини.
Все, что говорил ее супруг, было так загадочно, таинственно и интересно!
- От того, у кого эта сила должна родиться, - ответил Кришна, - от царя Панчала Друпады…
Государство Панчал. Город Кампилья
Царь Друпада был не в силах спокойно перенести свое поражение. Разгневанный, он сослал всех брахманов и мудрецов в шахты, где они страдали от непосильных нагрузок.
Стражникам было приказано не давать несчастным и минуты передышки, так что они усердно исполняли свой долг, щелкая плетьми по спинам и без того надрывавшихся брахманов.
Шикхандини, дочь царя, не могла смириться с происходящим. Она лично посещала шахты и старалась хоть как-то помочь мудрецам… Хотя бы подать воды.
- Кто разрешил тебе давать им воду?! – прогремел голос Друпады, когда он застал дочь в шахте.
- Если не дать им воды, они умрут, - ответила Шикхандини, - грех убийства мудрецов ляжет на нас, отец!
Но царь больше не считал их мудрецами:
- Это шарлатаны! - прокричал он и выбил кувшин с водой из рук Шикхандини, - Если их молитвы и медитации не помогли мне обрести сына, то чего ради я должен позволять им жить?!
Царь схватил за волосы упавшего без сил брахмана и смотрел на него с такой ненавистью, что тот боялся вымолвить слово. И все же решился:
- Но махарадж! У вас такая судьба… У вас могут родиться дочери, но не сыновья…
Эти слова только сильней разгневали царя, он вскочил и замахнулся мечом на несчастного брахмана, но вдруг услышал властный голос:
- Остановитесь, царь Друпада!
Перед ним стояли два мудреца в белых одеждах. Один из них продолжил:
- Если вы убьете брахманов, то уже ничто не спасет вас от ада! Мы можем выполнить ваше желание и дать вам сына.
Царь Друпада опустил меч и подошел к мудрецам. Он узнал их, это были два могущественных брата-отшельника Яджа и Упаяджа. Царь уже обращался к ним, ища способы получить могучего сына, но тогда мудрецы отказали ему.
- Что же заставило вас переменить свое решение? – спросил царь.
- Мы пришли спасти брахманов от гибели, - ответил мудрец Яджа, - мы проведем для вас огненную ягью, в результате которой у вас появится сын. Однако, по судьбе к вам должна прийти и дочь, и только если вы примите ее, Боги дадут вам сына.
Царь Друпада ничего не хотел слышать о дочери. Тут же, не обращая внимания на присутствие Шикхандини, он стал сокрушаться о том, что дочь не способна защитить честь своего отца, не способна отомстить за оскорбление предков.
Шикхандини снова пришлось выслушать, какой никчемной и бесполезной считает ее отец. Она стояла и смотрела на него полными слез глазами…
И все же, царь слишком хотел сына, поэтому он сказал:
- Если для того, чтобы получить могучего сына, я должен принять дочь, пусть будет так! Я поселю ее в самом дальнем углу моего дворца…
- Ваши слова говорят лишь о вашем невежестве, махарадж, - сказал мудрец Упаяджа, - рождение дочери - величайшая честь!
Запомните, девушка, которая родится из огня этого жертвоприношения, исполнит все ваши желания. Она прославится во всей Бхарате тем, что восстановит следование Дхарме, изменит течение истории и откроет народам путь в новое будущее!
Где-то в лесу
Облачившись в простые одежды отшельников, Пандавы с матерью-царицей шли через леса.
Устроив привал, братья быстро распределили обязанности. Первым делом усадили маму под деревом отдыхать, затем Арджуна с Накулой отправились собирать плоды для обеда, Юдхиштхира стал затачивать длинную палку, сооружая копье, Бхима расчищал поляну от камней и поваленных стволов, а Сахадева разводил костер.
Пандавы выросли в лесу, все здесь было знакомо, и все же…
Вернувшись с фруктами на поляну, Арджуна посмотрел на братьев, перепачканных сажей и землей, перевел взгляд на маму, отрешенно сидевшую в тени дерева, и сердце его болезненно сжалось.
Ведь они были принцами и искусными воинами, а их мама – царицей! Наверняка, в этом мире для них могли найтись дела и поважнее, чем скитаться по лесам, разводя костры и добывая пропитание.
Но они сами пошли на это, уступив мольбам матери. Однако теперь, видя своих сыновей в таких тяжелых условиях, царица Кунти погрузилась в глубокую печаль.
Понимая это, Арджуна размышлял, как же им поддержать маму.
Увидев еду, Бхима бросил работу:
- Закончим позже, идемте скорее есть! Дурьодхана может отнять у меня дворец, но не мой волчий аппетит! – и он весело расхохотался.
Братья тоже невольно улыбнулись, но, посмотрев на маму, которая оставалась безучастной, стали озабоченно переглядываться. Они поняли друг друга без слов – все пятеро направились к царице и уселись полукругом, положив фрукты к ее ногам.
- Мама, пожалуйста, разложите еду, - тихо сказал Арджуна.
Кунти словно очнулась, оглядела сыновей, сидящих вокруг. Они улыбались и смотрели на нее, как в детстве, ожидая обеда.
Царица стала раскладывать еду на листья, заменявшие посуду, но вид этой скромной трапезы вновь опечалил ее лицо.
- Начинайте, - сказала Кунти, вновь погружаясь в свои невеселые мысли.
- Подождите, мама, - сказал Арджуна, - я вспомнил наш первый ужин в Хастинапуре. Тогда дедушка Бхишма велел нам кушать, не сгибая руки. Можете показать, как это делается?
Кунти смотрела на сыновей, на их озорные улыбки, и никак не могла вынырнуть из пучины отчаяния, охватившего ее. Она даже не поняла смысл вопроса, пока Пандавы вдруг не протянули к ней руки с едой.
Тогда улыбка, наконец-то, озарила лицо царицы! И хотя из глаз ее текли слезы, через минуту она поняла, что счастлива. Здесь, в лесу, в этих простых одеждах, Кунти ела фрукты из рук своих сыновей, смотрела в их глаза, слышала их смех, ощущала их любовь и заботу.
Так они и ели, не сгибая рук, и каждый чувствовал, что также несгибаемы их единство и вера друг в друга…
<< Глава 80-81 | Глава 83-84 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ