Найти тему
Чтец смыслов

Как попечение о временном согласовать с попечением о вечном

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Это Господне вразумление нужно для нас во все времена. Ибо во всякое время бывает немало людей, которые почти нимало не ищут Царства Божия и правды Его, то есть благ вечных, и того, чем они приобретаются, а употребляют всё старание, все силы и всё время на приобретения себе только земного царствия, то есть земного довольства и благополу­чия; само же Царство Божие — вечные блага — для них суть нечто такое, о чем они едва думают, а настанет ли Царство Божие в самом деле, в чем оно состоит и будут ли они им наслаждаться или нет — это их не занимает.

Братья! Господь Бог даровал нам настоящую земную жизнь не для того, чтобы жить в ней всегда, а для того, чтобы в настоящей жизни сделать себя достойными жизни будущей.

Конечно, нам не должно совершенно оставлять попече­ния и о временных наших потребностях. В настоящей жизни все мы нуждаемся в пище, одежде, жилище и прочем, а всё это не может быть приобретено без нашего попечения. Многие из нас имеют малолетних детей, иные — престаре­лых родителей и близких крайне нуждающихся родственни­ков, которым тоже надобны пища, одежда и жилище, чего сами они снискать не могут и в чем должны служить им мы. Кроме того, мы живем в обществе и потому имеем еще неко­торые общественные нужды, об удовлетворении которых нам должно заботиться так же старательно, как и об удовле­творении нужд своих и своего семейства.

Такого попечения не воспрещает и Господь Бог. Это ясно показывает святой Апостол тем, что побуждает к труду всякого ленивого, говоря: если кто не хочет тру­диться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10), и тем, что поставляет наравне с отпадением от веры небрежение по отношению к своим близким: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Кроме сего, это ясно показывает нам и очевид­ный закон самого устройства мира. Поле ничего не прино­сило бы земледельцу если бы он не возделывал его прилежно. Плодовитые деревья в саду не приносили бы нам хороших плодов, если бы мы не сажали тех деревьев и не берегли их. Откуда мы взяли бы одежду и жилище, если бы проводили жизнь в праздности и бездействии? Итак, заботиться о вре­менном позволительно и должно.

Но попечение о временном никогда не должно быть единственным и главным нашим попечением. Ибо Господь ясно сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все (всё необходимо нужное для жизни временной) при­ложится вам. То есть собственно к приобретению Царства Божия и правды Его, которые вечны, должны быть направ­лены все наши мысли, попечения и труды. «Мы не для того ведь сотворены,— говорит святитель Златоуст,— чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага».

Пищи и одежды в настоящей жизни больше всего ищут, говорит Господь, язычники — люди, не знающие истинного Бога, потому что они не думают о будущем, не мыслят о небес­ном, а посему все их потребности и труды ограничиваются жизнью настоящей.

К несчастью, весьма многие и из христиан поступают почти так же неприлично, как язычники. Очень многие хрис­тиане пекутся не только всего больше, но и единственно о земном, так, как бы они созданы были для жизни только земной. Многие христиане даже в воскресные и празднич­ные дни едва посвящают несколько времени для Бога и спа­сения своей души! Слово Божие называет их сынами века сего (Лк. 16, 8). Они, так сказать, неусыпно день и ночь трудятся только для того, чтобы в настоящей жизни жить и достатке, или чтобы приобрести внимание, уважение и некоторую славу у людей, или чтобы расточать приобре­тенное на роскошь, на сласти, на увеселения, на зрелища и т.п. Такое попечение о временном совершенно не сооб­разно с духом учения Христова.

Нам должно главным образом заботиться о Царстве Божием, заботиться о небесном. Ищите прежде Царства Божия и правды Его,— говорит Господь. Спро́сите: как же заботиться о Царстве Божием и о небесном, не оставляя попечения о земном? Отвечаю: люди, всего более заботящиеся о Царстве Божием, живут почти совершенно так же и делают почти то же, что делают люди, пекущиеся только о земном. Разность главным образом заключается в разности цели, с которой они делают то или другое. Ибо и ищущие прежде Царства Божия занимаются житейскими делами, промыслами, рукоделием, возделыванием земли и прочим, и они с утра до вечера трудятся, чтобы приобрести себе пищу, одежду и жилище, но все свои дела они делают не прямо для плоти или для какой-либо земной цели, не для того, чтобы обогатиться, приобрести себе уважение, внимание и прочее или жить в довольстве, весело и т. п., но для того, чтобы своими трудами сохранить земную жизнь: жизнь собственную, жизнь своего семейства и ближних, жизнь общественную, дабы и самим, и ближним спокойно и свободно созревать в настоящей жизни для жизни вечной. Вставая поутру, первую мысль они обращают к Богу, усердно благодарят Его за то, что Он сохра­нил их в прошедшую ночь без вреда и даровал им безмятеж­ный сон. Они молятся Ему, чтобы Он благословил их мысли, желания, слова и силы для трудов в наступающий день, чтобы во время дня сохранил их от всякого греха и чтобы в их сердце возжег и поддерживал любовь к Нему — их Господу.

Когда они начинают какую-нибудь работу, то начинают ее с призывания на помощь Господа и с тем, чтобы она послу­жила во славу Божию. Во время трудов они почти непре­станно возносят свои мысли к Богу и думают о Его всемогу­ществе, благости, правосудии и т. п. или ведут какой-либо разговор не душевредный. По окончании работы они опять благодарят Бога за дарование им сил к окончанию их работы.

Когда приходит время обеда, они неопустительно обра­щаются с сердечной молитвой к Богу, дающему хлеб и питаю­щему всех без исключения. С такой же молитвой они обра­щаются к Богу и после обеда. Обед же их всегда удовлетворяет не их прихоти, а только тому, что действительно нужно для сохранения их телесной жизни в надлежащей крепости.

Когда приходит вечер, они снова обращают свое сердце к Богу и благодарят Его за дарованные им силы для дневных трудов и за сохранение их сердца в преданности Ему.

Особенно важными днями они признают дни воскрес­ные и праздничные. Эти дни преимущественно посвящают они для славы Божией, для спасения своей души и для нази­дания других. Родители, а особенно отцы, во всякий воскрес­ный и праздничный день, совершив дома общую молитву, идут со своими детьми в церковь и, не упуская их из-под своего надзора, держат как на пути в приличном благочинии, так и в церкви на молитве. После Божией службы и после обеда, оставаясь дома, они спрашивают своих детей и других домашних, что слышали в церкви, повторяют им слышанное, дают свои спасительные наставления или читают с ними какую-нибудь душеполезную книгу и таким образом удер­живают их от грубой резвости, бесчинных игр, сладостраст­ных песен, пьянства, ссор, драк и других пороков, так часто везде производимых всеми не воспитанными в страхе Божием. Особенно так бдительно поступают в воскресные и праздничные дни те родители, которые по своим занятиям принуждены бывают почти всю неделю проводить вне своего семейства и оставлять его без своего присутствия и надзора. Проводить праздничные дни дома со своим семейством для них есть самая приятная обязанность. Они дозволяют в эти дни своим детям и некоторые удовольствия, некоторые забавы — но всегда только невинные, такие, которые никогда не доводят их до забвения о Боге и о своей душе.

Кто так живет и действует, тот живет по Христовой заповеди: Ищите прежде Царства Божия и правды Его — и тот, без сомнения, наконец созреет для Царства Небесного и получит его. Весьма блаженны были бы мы, если бы так проводили свою земную жизнь! Тогда и наша земная жизнь была бы весьма отрадна, потому что тогда ни у кого из нас не было бы преимущественной заботы о временных благах, а посему не было бы у нас ни распрей, ни ссор, ни зложела- тельства, ни искательства жизни по воле совершенно своей и тем более не было бы смут и мятежей. Потому что все смуты и мятежи в обществах всегда суть порождение излиш­ней привязанности к земному и непопечительности о небес­ном и вечном, следовательно — порождение забвения о бла­гах души.

Братья, мир проходит, и похоть его, говорит святой Апостол (1 Ин. 2, 17). Наши тела некогда положатся в землю и сгниют. И всё, что мы приобретаем для нашей плоти на земле, не идет на небо, а остается на земле, как земное. Будем всего более стараться о благах не земных, а небесных и о том, что доставляет небесные блага, то есть о святой и богоугодной жизни. А засим будем прилежно молиться об обращении к Богу наших ближних, которые, забывая свою душу и небесные блага, заботятся только о своем теле и о земных, ложных благах и которые, как в настоящее время некоторые соседние нашему отечеству земли показывают, под видом доставления человеческому роду земного благо­денствия доставляют ему только бедствия, так что ни у кого в тех землях нет твердой надежды ни на сохранение своего имущества и своей жизни, ни тем более на приобрете­ние Царства Божия. Помолимся, чтобы Господь Бог благо­волил во всех нас утвердить самое главное попечение — попечение не о благополучии временном, но о блаженстве вечном.

Аминь.