«Почти неправдоподобным показалось нам донесение генерала танковых войск фон Виттергейма, командира 14-го танкового корпуса... Генерал сообщил: соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество… Население взялось за оружие. На поле боя лежат рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели»
— из мемуаров полковника 6-й германской армии Вильгельма Адама, первого адъютанта генерал-фельдмаршала Паулюса.
О нем прогремела слава по всему фронту. Его называют богатырем, героем Сталинградской битвы. Бывший рабочий завода «Баррикады» Иван Григорьевич Дорохов — теперь боец прославленной армии, той армии, которая отразила главные удары немцев на Сталинград. Особенно проявил себя Иван Дорохов в боях на территории родного завода.
... За бетонными стенами заводских зданий враг установил огневые точки. Огнем из пулеметов он преграждал путь нашей пехоте. Тогда Иван Дорохов подошел к командиру и сказал:
— Разрешите, товарищ командир, зайти с тылу и разузнать, где его точки. Я тут работал и знаю, как пробраться.
Командир разрешил. И вот Дорохов — на своем любимом заводе. Нетрудно представить себе, какой злобой кипело его сердце, когда он увидел здесь врага. На крыше стоял немецкий корректировщик. Дорохов прицелился, спокойно нажал на спусковой крючок, раздался выстрел и корректировщик свалился наземь.
Меняя позиции, быстро и незаметно перебегая с одного места на другое, Дорохов заметил среди железного лома трех вражеских автоматчиков. Приготовив гранаты, отважный боец подполз совсем близко к автоматчикам и швырнул гранаты.
Исковерканные трупы врагов смешались с железным ломом.
Разузнав расположение трех огневых пулеметных точек и четырех немецких снайперов, Иван Дорохов благополучно вернулся в свое подразделение. Доложив командиру о результатах разведки, Дорохов попросил:
— Разрешите возвратиться обратно.
— Зачем?
— Чтоб точнее прокорректировать наш огонь.
— Хорошо, действуйте, только осторожнее.
— Не беспокойтесь, товарищ командир, укрыться знаю где.
И Дорохов вновь пробрался на завод. Он точно корректировал огонь. Все огневые точки врага были уничтожены. Путь для пехоты расчищен.
Сталинградские рабочие защищают свой родной город на всех участках фронта. Они бьют немцев и на улицах, и на широких приволжских просторах.
Юго-западнее Сталинграда сражается с гитлеровцами молодой сталинградский рабочий т. Емельяненко. В первом же бою он показал себя мужественным воином. Емельяненко был вторым номером у пулемета. Когда выбыл первый номер, Емельяненко не растерялся и продолжал смело разить врага. В этом первом своем бою отважный пулеметчик истребил до 80 гитлеровцев. Сейчас он продолжает громить и гнать их дальше от своего родного города.
На том же участке фронта истребляет немцев слесарь одного из оборонных сталинградских заводов тов. Клычков.
— В Сталинграде был у меня свой домик,
— рассказывает т. Клычков,
— имелось кое-какое хозяйство, семья была обеспечена всем необходимым. Но вот в один день я лишился всего. Фашисты сожгли мой дом. Тяжелые ожоги искалечили моего отца, старушка-мать пропала без вести в пылающем городе. Жена и дети остались без крова. Жгучая ненависть к врагу еще сильнее закипела в моем сердце. Я взял в руки оружие. Вчера я немного утолил жажду мести: я первый раз участвовал в бою и уничтожал гитлеровцев беспощадно. Завтра иду снова в бой.
Красноармеец Клычков не сказал больше ничего. Но только по блеску глаз, в которых пылала ненависть к врагу, можно было представить себе, с какой беспощадностью он истреблял немцев на другой день, когда шел в бой уже во второй раз, и с каким неудержимым порывом он продолжает продвигаться вперед, на запад.
П. УЛЬЕВ, И. ДОМАНОВ (1942)