Всем привет! Меня зовут Александр, и в этой статье я хочу поделиться своей историей участия в олимпиадах школьников)
Как и многих, ещё в начальной школе меня заставляли участвовать во всяких конкурсах – «Кенгуру», «ЭМУ», «Русский медвежонок"...
Эти интеллектуальные соревнования нельзя назвать настоящими олимпиадами, но именно с них всё и началось. Мне нравилось решать интересные задания и узнавать что-то новое, а потом получать за это грамоты, всякие ручки, футболки, наклейки и тому подобное…
Летом после 3 класса меня отправили на смену в Летнюю интеллект-школу "Корифей плюс", где я впервые соприкоснулся с настоящим олимпиадным движением. На смены по олимпиадной математике (а потом и по физике) в «Корифей» я ездил с 2013 по 2019 год. В первой половине дня мы посещали уроки, а после самостоятельно решали задачи и сдавали их преподавателям. Корифейские смены дали мне много знаний и навыков, благодаря которым я ежегодно с 5 по 11 класс выигрывал городские олимпиады по математике. Корифей создавал конкурентную среду, которой мне далеко не всегда хватало в своей школе. Попадая в такую среду, ты ещё сильнее стремишься узнать что-то новое, чему-то научиться у других ребят, начинаешь активно развиваться.
В 7 классе у меня появилась возможность участвовать в Муниципальном этапе ВсОШ не только по математике, и я стал победителем и призёром по 7 разным предметам. В 8 классе я выиграл уже 10 городских олимпиад! 10 предметов: русский, литература, математика, физика, информатика, химия, биология, география, история, обществознание - очень большой разброс... Никакого секрета этих побед нет - просто хорошая школьная база, прорешивание заданий прошлых лет и немного сообразительности. По математике я вышел на региональную олимпиаду, на которой, к сожалению, мне не хватило совсем немного баллов до призового места. После неудачи на региональной олимпиаде я стал призёром олимпиады МФТИ по математике, но мой интерес к этому предмету постепенно начал угасать. Летом после 8 класса меня пригласили на образовательную смену по экономике в загородный центр «Таватуй», там преподавали студенты ВШЭ, от которых я много узнал об этом университете и различных олимпиадах, с помощью которых туда можно поступить.
Хотя мой олимпиадный путь начался именно с математики, в 9 классе я решил уделить больше внимания социальным наукам. Точно так же, как и раньше, участвовал и побеждал в городских олимпиадах, но уже не по 10 самым разным предметам, а в основном по 6-7 гуманитарным (но не забывая про математику и экономику) - решил не распыляться. Прошёл на региональный этап ВсОШ по русскому, экономике и обществознанию, но поехал на новогоднюю смену в Артек, и поэтому пропустил олимпиады по первым двум предметам. По обществознанию без особой подготовки стал призёром, меня пригласили на региональную школу подготовки к заключительному этапу, где я неплохо прокачался и зарядился мотивацией изучать предмет дальше. Конечно, баллов, чтобы пройти на закл мне не хватило...
Летом после 9 класса передо мной встал выбор: остаться в маленьком городе и пойти в 10 класс в свою школу или поступать в профильную школу/лицей в областном центре. Я решил остаться в своем городе… Учился в простой (не совсем простой...) школе в маленьком городке в Свердловской области, у меня не было ни профильных классов, ни дополнительных уроков для углубленного изучения предметов. В общем образовательные возможности по сравнению с крупными городами крайне невелики…
В 10 классе я, как сейчас понимаю, жил в некоторых иллюзиях, думая, что олимпиады сами собой выиграются, надо лишь немного поготовиться... Я прошёл на регион по обществознанию, экономике и географии, поехал только на общество, почему-то подумав, что по остальным предметам ничего не знаю и даже пытаться не стоит, а зря… На обществе я провалился, причём с треском... снова стал только призёром, без шансов выхода в финальный этап олимпиады. Зимой, когда проходили заключительные этапы перечневых олимпиад, разболелся и смог поехать только на Изумруд (олимпиада 3 уровня), где получил 2 диплома (социология, политология) и лишь 3й степени.
В то же время некоторые мои друзья из других городов сумели выиграть более серьёзные олимпиады и уже в 10 классе имели БВИ в несколько топ-вузов. И тут я начал жалеть о том, что в свое время не перешёл в профильную школу в другом городе… Однако у меня появилась возможность поступить в одну из московских школ для олимпиадников (Лицей Финансового университета при Правительстве РФ), но и в этот раз я решил остаться в своей школе, ведь осталось доучиться всего 1 год, который, казалось, ничего не изменит…
Наверное, на моём олимпиадном успехе можно было поставить крест?... О том, что произошло в 11 классе, пойдёт речь в следующей статье)