На мой взгляд, почти любой кризис двусторонних отношений возможно преодолеть при желании обеих стран и готовности сделать первый шаг навстречу. Взаимодействие Киева и Москвы — не исключение. Конструктивный диалог между нами возможен при условии отказа украинских властей от антироссийского направления во внешней политике, которое и привело к образованию пропасти между двумя близкими государствами и народами и обострению двусторонних отношений.
Причины конфронтации, как и ключ к решению существующей проблемы, на мой взгляд, находятся в Киеве. Москва уже не раз выражала готовность наладить контакт, однако эти предложения не были услышаны украинской стороной. К сожалению, Киев действует прямо противоположно дружественным инициативам Кремля. Одной из важнейших целей своей страны на данный момент Владимир Зеленский считает вхождение Украины в Североатлантический альянс. Это показывает желание решить вопросы двусторонних отношений с помощью обретения военно-политических союзников в НАТО и наращивания вооружения вместо устранения всех разногласий дипломатическими способами.
Было бы неправильно сказать, что украинский лидер не предпринимал попыток установления связи между Москвой и Киевом, однако они изначально были обречены на неудачу. Несколько месяцев назад Зеленский записал видеообращение, в котором предложил Владимиру Путину встретиться «в любой точке Донбасса». Подобное условие саммита является заведомо неприемлемым для российской стороны. Киев воспринимает Москву как противника в войне на востоке Украины и требует выполнения Минских соглашений, хотя Россия не является стороной конфликта. На ответное предложение Владимира Путина встретиться в Москве украинские власти не отозвались, и саммит не состоялся. Эта ситуация показала, что важно не только желание начать диалог, но и умение вести его конструктивно.
Мне кажется, мы сможем преодолеть кризис двусторонних отношений, если за основу будет взят принцип дружества и родства народов. На данный момент прогресса в этом вопросе увидеть не удается. Наоборот, один из последних законов о «коренных народах Украины» призван показать, что русские не имеют никаких исторических связей с этой страной. На мой взгляд, это лишь отдаляет тот день, когда мы сможем снова стать друзьями.
Подводя итог, хочу сказать, что установить контакт между Москвой и Киевом возможно. Основой диалога может стать убеждение в том, что мы не должны противостоять друг другу. Конфронтация наших стран не приведет к положительному итогу, а будет действовать разрушительно. У нас много общего, и мы не должны этого забывать. У нас общие традиции, вера, история и даже язык. На мой взгляд, самые главные условия успешного разрешения внешнеполитических разногласий между Россией и Украиной — желание обеих сторон наладить контакт и взвешенный подход к выбору способов установления двусторонней связи.