Найти в Дзене

Фотографии путешествия Дэвида Боуи из Владивостока в Москву.

В 1973 году Дэвид Боуи отправился в Советский Союз после завершения японского этапа своего Ziggy Stardust Tour. То ли страх перед полетами побудил его к этому приключению, то ли желание увидеть Россию, но всегда непредсказуемый Боуи отправился по Транссибу из Владивостока в Москву. «Моими компаньонами в пути были Джеффри МакКормак (он играет на конгах в моей группе), Боб Мьюзел (репортер агентства United Press International) и Ли (мой личный фотограф). Наша поездка началась на теплоходе «Феликс Дзержинский», который вышел из Иокогамы и направился в Находку».

«Я не летаю самолетами, потому что мне был дан знак свыше, что я погибну в авиакатастрофе. Если со мной ничего не случится до 1976 года, я снова буду летать. Но мне нравятся поезда и, возможно, я так или иначе выбрал бы путешествие таким способом. У меня есть чувство, что эта поездка будет самой интересной из всех»

Джеффри МакКормак: «Поезд, однако, был незабываемый. Внешний вид его не внушал опасений, но, войдя внутрь, мы просто перенеслись в царские времена. Панели темного дерева, медные детали, кисти и бахрома – интерьеры вагона напоминали какой-нибудь бордель в Париже».

Дэвид Боуи/David Bowie
Дэвид Боуи/David Bowie

«Первые дня два еда в вагоне-ресторане была вполне приемлемая — в основном, мясо или курица, зажаренная в сухарях. Но очень скоро мы стали замечать, что на остановках куда больше продуктов покидает вагон-ресторан, нежели загружается в него. Мы проезжали самые отдаленные и изолированные территории, и люди в тамошних бедных городках и поселках использовали наш поезд как такой передвижной супермаркет, как магазин на колесах — они покупали разные консервы, а сами продавали продукты вроде йогурта [кефир или простокваша] или яиц. Таким образом, провизия в ресторане постепенно иссякала, и временами все обстояло довольно грустно. В конце концов, их там 79, этих станций между Хабаровском и Москвой.

Пытаться самому закупать продукты на станциях было делом еще более рискованным, чем надеяться на вагон-ресторан. Обладателю изощренного вкуса выбор показался бы крайне ограниченным, разве что вы питали пламенную страсть к йогурту. Кроме того, пока вы успевали сообразить, за что платите, и заплатить-таки, в деньгах недоступных разумению, машинист поезда мог там у себя решить, что пора трогаться. Один раз, увязнув в сложной обменной операции, я случайно поднял глаза – а поезд уже неторопливо плыл мимо, без меня. Я бросил пригоршню так и не пересчитанных рублей весьма довольному — и возможно, не так уж медленно соображающему на самом деле — сибирскому лоточному торговцу и кинулся за поездом, а тот ехал уже довольно быстро. Я сумел схватиться за ручку и вскочил внутрь, прижимая к груди бутылку с вонючим сибирским йогуртом, который, я не мог отогнать от себя это чувство, вовсе не был достойной наградой за мои муки. Но сама мысль о том, чтобы застрянуть где-то в советской глуши без паспорта, тогда, в 1973 году — эта мысль и сейчас, спустя все минувшие годы, повергает меня в ужас».

Дэвид Боуи/David Bowie
Дэвид Боуи/David Bowie

О недельной поездке по железной дороге Боуи писал в журнале Mirabelle: «Я никогда не мог представить себе такие просторы нетронутой, естественной страны, не увидев ее сам, это было как взгляд в другую эпоху, в другой мир и это произвело на меня очень сильное впечатление. Странно было сидеть в поезде, который является продуктом техники — изобретением человечества и путешествовать по земле, столь нетронутой человеком и его изобретениями».

Боуи и компания пробыли в Москве три дня, наблюдая за празднованием Первомая, осматривая ГУМ и посетив Кремль. МакКормак писал в своей книге «От станции к станции. Путешествие с Боуи 1973-1976» (Geoff MacCormack. From Station To Station. Travels With Bowie 1973-1976), что Боуи был «самым диким зрелищем в городе». Для выхода в Москве Дэвид оделся в оранжевый костюм от Ив Сен-Лорана который он дополнил шелковым жакетом кофейного цвета с зелеными вставками, голландским беретом и желтыми ботинками на 10-сантиметровой платформе.

В 1976 году Дэвид Боуи выпустил альбом Station To Station, навеянный этим путешествием.

Еще больше интересных публикаций о фотографии и не только на авторском канале — История фотографии, фотографии истории