Найти тему
Две Войны

Зачем немецким танкистам нужны эти ящики позади башни?

Оглавление

Практически сразу после изобретения и испытания в бою первых танков, членам их экипажей стало понятно, что некоторый необходимый инструмент необходимо возить с собой. Так появились бортовые крепления для шанцевого и ремонтного инструмента. Но прогресс не стоит на месте, и это мы можем наблюдать и по сей день.

Предыстория появления

Первые забашенные ящики появились ещё в середине 30-х, на английских танках Vickers, назывались они тогда «саквояж Кея». На этом танке они применялись для хранения снарядов, но от этой идеи быстро отказались – ящик был не бронированным, и практически любое попадание могло вызвать детонацию боеприпаса. Однако, идея «разгрузки» башенного пространства была хорошо принята военными, и эксперименты начали проводиться довольно часто.

Инструменты и запасные траки на танке без установленных ящиков для запасных частей. Фото в свободном доступе.
Инструменты и запасные траки на танке без установленных ящиков для запасных частей. Фото в свободном доступе.

Следующие упоминания о забашенном ящике на танках стран Европы встречаются уже во время Второй Мировой Войны, в 40-х годах. Такие ящики использовались на британских версиях танков M3 Stuart, а также Pz. III Ausf. G и Pz. IV Ausf. E, где они получили название «сундук Роммеля». Причиной такого названия послужило массовое введение забашенных ящиков на Африканском театре военных действий, где командующим немецких войск и инициаторов введения этих ящиков являлся Эрвин Роммель.

Введение таких ящиков было суровой необходимостью – жестокий африканский климат, жара, песок и частые ветра часто снижали моторесурс немецких танков. До проведения необходимых для корпусов Роммеля модификаций танков, экипажи боевых машин часто возили с собой комплекты часто выходящих из строя запчастей, инструменты для их замены.

Pz. III африканского корпуса Панцерваффе. На задней стороне башни можно увидеть «сундук Роммеля». Фото в свободном доступе.
Pz. III африканского корпуса Панцерваффе. На задней стороне башни можно увидеть «сундук Роммеля». Фото в свободном доступе.

К тому же, каждому танку полагался собственный навес, который позволял немного остужать поверхность танка и давать экипажу возможность отдохнуть в тени. Всё вышеназванное необходимо было куда-то размещать, а внутренняя часть танков была слишком тесной для комфортного размещения лишнего груза. В такой ситуации «сундук Роммеля» стал единственным подходящим выходом.

Поначалу такими ящиками комплектовались только «свежие» партии танков, поставляемых в Африку. Для «старых» партий танкисты изготавливали ящики самостоятельно, благо они были легко воспроизводимыми. Впоследствии такими ящиками комплектовались все средние танки, а также капризные и часто выходящие из строя танки «Тигр» на всех фронтах боевых действий. Устанавливались они на задней стенке башни, аналогично остальным машинам.

Pz. III Ausf G с забашенным ящиком. Фото в свободном доступе.
Pz. III Ausf G с забашенным ящиком. Фото в свободном доступе.

А что у СССР?

В РККА ящиками для ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности) начали комплектоваться ещё Т-26, выпускаемые в середине 30х годов. Да, здесь явно прослеживается влияние британских конструкторов – Т-26 был точной копией Vickers Mk. E, первого танка, оснащённого ящиком.

Впоследствии такие ящики ставили на все боевые машины, выпускаемые в СССР, но они отличались размещением – как правило, они крепились на бортах или крыльях гусениц танка, а не на башнях, как у английских и европейских моделях. В СССР необходимость объяснялась тем, что танкист обязан быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец» - мелкий ремонт танкиста учили выполнять самостоятельно, в отличие от европейцев, которые цивилизованно ожидали прибытия ремонтных бригад.

Т-34-85 с ящиком ЗИП, установленным на крыле гусеницы. Фото в свободном доступе.
Т-34-85 с ящиком ЗИП, установленным на крыле гусеницы. Фото в свободном доступе.

Танки США

Так же ящики с ЗИП устанавливались и на американские танки, чаще на модели, предназначенные для ленд-лиза. На них ящики с запасными частями крепились по образу и подобию советских танков – на корпус, чаще в средней его части, с правой и левой сторон.

🔵 Оружие ВОВ, которое используется даже в современных войсках

M3 Lee с установленными на корме ящиками ЗИП. Фото в свободном доступе.
M3 Lee с установленными на корме ящиками ЗИП. Фото в свободном доступе.

Практически в неизменном виде, ящики ЗИП, являющиеся потомками «саквояжа Кея» и «сундука Роммеля», используются и по сей день – мало какой танк не оснащается комплектными запчастями и инструментом.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, насколько эффективно такое расположение ящиков ЗИП?

🔵 Какие немецкие танки, помимо всем известного «Мауса», провалились и остались забыты