Найти тему
Моя газета

ДЕВОЧКА ИЗ МОЕГО ДЕТСТВА МОГЛА СТАТЬ ПРИМОЙ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Она взлетела на балетный Олимп так стремительно, как будто кто-то свыше поднял ее и, как невесомую пушинку, бережно и осторожно понес к нему...

Оглушающая, невероятная победа на пятом Московском Международном конкурсе артистов балета в 1985 году! Я с восхищением смотрела на фотографию лауреата, Марины Леонькиной в "Комсомольской правде" и с гордостью говорила коллегам:

Триумфальное выступление на пятом Московском Международном конкурсе артистов балета. Марина Леонькина, девочка, с которой я дружила в детстве, стала лауреатом. Источник : Яндекс. Картинки.
Триумфальное выступление на пятом Московском Международном конкурсе артистов балета. Марина Леонькина, девочка, с которой я дружила в детстве, стала лауреатом. Источник : Яндекс. Картинки.

-Я ее знаю. Она жила в моем подъезде, этажом ниже, в доме на улице Фрунзе.

Я думала, что Марина - уроженка моего городка Губкин на Белгородчине.

Наши родители одновременно вселились в новенькую пятиэтажку. У соседей - Володи и Клавдии было двое детей - Марина и ее младший братик, имени его я уже не помню.

Недавно, перечитав биографию народной артистки России Марины Леонькиной, узнала, что будущая прима Воронежского театра оперы и балета родилась в городке Ачинске Красноярского края. Скорее всего, ее родители переехали сюда, чтобы работать на строительстве крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината.

Мама у Марины была женщиной строгой, требовательной. Папа был человеком слабым, безвольным, пьющим. Это было настоящим горем для семьи. Спустя годы, родители разошлись. Как рассказывала мне мама, по-прежнему живущая в этом доме, Владимир, оставшись один, не зажился на этом свете, тихо умер в больнице.

Кто знает, как бы сложилась судьба хрупкой, как эльф, девочки, с белокурыми, как у матери волосами и синими, как васильки, глазами, если бы в наш городок не приехала Любовь Мильман. Бывшая балерина, женщина, оригинальная во всех отношениях, одинокая, творческая. Она решила вдохнуть настоящую культуру в бывший рабочий поселок, с недавних пор получившим статус города. Любовь Зеликовна создала при Дворце культуры горняков балетную студию, бесплатную, для всех желающих.

Записываться к Мильман Марина пришла за компанию с подругой, которая мечтала стать балериной. Очень скоро той стало понятно, что пуанты - это не ее.

На Марину же строгий педагог, ставшая со временем настоящей легендой Губкина, обратила пристальное внимание и изводила девчонку дополнительными репетициями. Наверное, она первая заметила в этой скромной, робкой ученице, Божий дар и помогла поверить в себя, в то, что она станет балериной, такой же, как Майя Плисецкая.

...Настойчивый стук в дверь. На пороге Марина:

-Здравствуйте. Приходите сегодня вечером на концерт. Вот вам билет... Протягивает бумажку с аккуратным почерком, обозначающим дату, время и место действа.

Как можно было не придти на очередное представление, которое будущая балерина частенько устраивала в нашем подъезде? Она уговаривала подружек прочесть стихотворение, спеть или сыграть этюдик на скрипке или баяне ( и у нас в городе были неплохая музыкальная школа и училище)

Сценой становились лестничная площадка, зрительным залом - лестница, застланная домотканными половичками. Мы, детвора, а иногда и родители, дружно рассаживались по своим местам и начинался концерт. Марина руководила " артистами", а когда наступал ее черед выступать, упархивала в свою квартирку, переодевалась и представала перед восторженными зрителями в белоснежной пачке и пуантах.

Спустя годы, вспоминая эти концерты, могу представить, как же ей, на грязном бетонном полу, в полутемном подъезде было трудно взлетать и парить, легко, непринужденно, с улыбкой на лице. Видимо, уже тогда она знала, что она АРТИСТКА, что это - ее ПУТЬ. А сценой может быть, все, что угодно, и подъезд, и театральные подмостки, и цветочная поляна.

Руководитель балетной студии серьезно поговорила с мамой Марины:

-У девочки талант. Ей нужно серьезно заниматься. Везите ее в Воронеж, в хореографическое училище.

Клавдия, скромная, без особых затей, женщина, тянувшая на себе воз житейских проблем, была в смятении. Дочка только пошла в школу, она совсем маленькая, как она будет одна, в чужом, за двести километров от дома, городе? У семьи нет лишних денег, чтобы часто ее навещать, даже позвонить лишний раз и то проблема...

Это был трудный выбор, но они решились и поехали в Воронеж. Марина сдала экзамены и поступила. Мы все переживали за нее и спрашивали ее маму, как все прошло:

-Говорит, что тетеньки так гнули ее ножки, что ей было больно, но она говорит мне: " Мамочка, я потерпела...".

В начале у Марины не все складывалось гладко. Педагогам казалось, что и подъем стопы у нее не так высок, и выворотность оставляет желать лучшего, и походка не идеальная.

Целый год девочка проучилась на правах кандидата, понимая, что ее могут отчислить за профнепригодность. Кроха, она так вцепилась в свою мечту, что о том, чтобы проиграть и вернуться домой ни с чем, у нее даже мыслей не было. Она сутками пропадала в репетиционном зале и, как она говорит сама:

-Работала, работала.

Через некоторое время ее критики увидели, что все у нее в порядке и со стопой, и со всем остальным.

Ей просто суждено было блистать на главной сцене страны - Большом театре. Что же пошло не так, где судьба свернула с главного жизненного пути?

Девушка успешно закончила Воронежское хореографическое училище и была принята в труппу областного театра оперы и балета. Вскоре она стала в нем примой, ей доверили танцевать главные партии в спектаклях "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жизель", "Дон Кихот" и других.

О необыкновенно талантливой девочке из Воронежа очень скоро узнали в балетном мире.

Ее сценическая карьера развивалась стремительно.

В 1978 году Марина занимает третье место в Международном конкурсе артистов балета в Варне. В 1985 ее ждет настоящий триумф - она становится лауреатом пятого Московского Международного конкурса. Это - прямая дорога в Большой. Помню, как после успеха в подобном конкурсе туда пригласили выпускницу Пермского хореографического училища Надежду Павлову. Леонькину тоже позвали, она даже проходила в нем стажировку. Легендарная Галина Уланова готова была репетировать с нею, ждала ее в Москве целый год...

Марина за это время покорила еще одну вершину - в 1986 году стала третьим призером международного конкурса в Париже. Почему же Москва и Большой не случились?

Помешала серьезная травма, время было упущено на операции, восстановление, преодоление злорадных шепотков:

-Леонькина не вернется, ее, как балерины, больше нет.

В одном из интервью, к сожалению, не моем, а как хотелось бы, ее спросили:

-Так почему в вашей биографии не появился Большой театр?

Она могла  бы блистать на главной сцене страны, но жизнь  сложилась иначе. Может, ей удастся в далекой Мексике вырастить такое же чудо, как она сама? Источник : Яндекс. Картинки.
Она могла бы блистать на главной сцене страны, но жизнь сложилась иначе. Может, ей удастся в далекой Мексике вырастить такое же чудо, как она сама? Источник : Яндекс. Картинки.

-Знаете, жизнь по своим лекалам все чертит,- ответила она.- На тот момент мне казалось, что это было не самым главным. Потом, может, я пожалела, что не пришла в Большой. Но есть то, что есть...

Она многие годы, с 1979 по 1992, была занята в труппе Воронежского театра оперы и балета. Удостоена званий "Заслуженная артистка РСФСР (1980), "Народная артистка Российской Федерации ( 1998).

В ее судьбе случались и крутые повороты. Она на пять лет покинула ставший родным Воронеж и работала в труппе "Классический балет" театра "Премьера" в Краснодаре. Потом вернулась в родные края и успешно преподавала в Воронежском хореографическом училище.

Кто бы мог подумать, куда еще занесет судьба девочку из нашего уютного, провинциального городка, которая мечтала стать балериной и стала ею, вопреки всему.

Вот уже пятнадцать лет она живет в Мексике, в городе-пятимиллионнике Пуэбла, преподает в балетной студии "Руссо" классический танец. Сетует, что занимаются в ней, в основном, девочки, мальчишки бредят футболом.

Марина Леонькина, несмотря на достигнутые ею высоты, осталась такой же скромной, застенчивой, какой была в детстве. Она редко дает интервью и можно только догадываться, почему она улетела так далеко, от кого и от чего бежала, почему именно на краю света, в далекой Мексике, нашла душевный покой и умиротворение?

Может быть, это только мои догадки? Она так близко подошла к самой вершине балетного Олимпа, что в последний момент, словно боясь обжечься, тихо отошла в сторонку и пошла своей дорогой.

Мне же, знавшей ее с детства, очень жаль, что она не украсила сцену Большого, которую по праву считают мировой. И мы восхищались бы ею, также, как Плисецкой, Павловой, Семенякой....

Леонькина по праву могла бы встать с ними, великими, в один ряд. Но, как она сказала, "...жизнь по своим лекалам все чертит..."

Мне же кажется, что эти "лекала" были несправедливыми, неправильными.

Но кому интересно мое, частное мнение, человека далекого от балета.

Ваша Моя газета.

Читайте, подписывайтесь, одобряйте, не соглашайтесь.

До встречи.