Поезд тронулся, и пассажиры дружно полезли в сумки за едой. В воздухе плацкартов и купе повис запах огурцов, вареных яиц и жареной курицы. Казалось, что всех пассажиров поезда не кормили долгое время. На самом деле едят все, и те, кто не успел перекусить перед дорогой, и те, кто не просто поел, а нажрался так, чтобы хватил на весь путь, пока не доберутся до пункта назначения. Еда в поезде для нашего человека больше, чем еда, это ритуал для сокращения дистанции, убивания скучных часов в пути. И не важно, как долго придется ехать – то ли несколько дней до Хабаровска, то ли всего ночь пути до Воронежа.
Те, кто не успел дома пожарить курицу, вынуждены идти в вагон ресторан. В основном это одиночки командированные, или «богатенькие», купившие места в купе и СВ. Обитатели плацкарта – папа, мама и пара шумных детей редкие гости в вагоне-ресторане.
В вагоне ресторане готовили. Ты мог заказать там борщ, пюре с котлетой, компот, чай, водку, коньяк.
И вот, эра вагона-ресторана закатилась. РЖД решила ликвидировать вагон-ресторан как класс. Точнее перестроить. Отныне готовить в поезде не будут, а будут, подобно кормежки в самолете, доставлять в поезд готовую еду в лотках, которую нужно только разогреть.
Подобный опыт питания у РЖД уже есть. В Сапсане. Ваш покорный слуга путешествуя в Питер распробовал такое питание. Покупая билет в бизнес класс тебя ждут не только удобное кресло, но и питание включенное в стоимость билета. Официант приносит тебе еду и столовые приборы. По прошествии некоторого времени официант забирает посуду. Поел-попил и 4 часа путешествия незаметно полетают!
А как обстоят дела с питанием в поездах других стран? На этот вопрос отвечу исключительно из своего опыта, полученного в результате поездок в поездах европейских стран.
Начнем с польского поезда Полонез рейсом Москва-Варшава. В купе тебя ждет бутылка воды. Рано утром тебя разбудит проводник и предложит кофе и круасан. Это все бесплатно. Ну как бесплатно? Все вошло в стоимость билета.
Немецкий скоростной поезд Интерсити. Есть вагон-ресторан, где кормят согласно меню. Есть даже суп, но практически всегда это суп-пюре. Есть выпечка, десерты, вода, кофе, вино. Если ты путешествуешь первым классом, то проводник тебе принесет из вагона-ресторана все, что ты пожелаешь. Меню лежит у тебя на столике. Оплачиваешь заказ ты тоже проводнику. Если ты путешествуешь вторым классом, то в вагон-ресторан тебе придется идти самому. Кроме этого ресторан сам приходит в вагоны второго класса – сотрудник ресторана толкает между рядов тележку с бутербродами, шоколадками и водой. У него на тележке даже бывает чайник и ты можешь купить горячий чай, или кофе.
Аналогичное обслуживание в австрийских рейлДжетах – скоростных поездах. Кстати, когда австрийский скоростной поезд начинает движение от станции, из-под колес слышатся ноты музыки. А в названии австрийских федеральных железных дорог что-то от детской сказки – О Би Би! А паровозик, на котором возят туристов на экскурсию по городку и вовсе называется по мультяшному – Чу Чу Бан!
Говоря об австрийских поездах, стоит упомянуть о питании и отдыхе пассажиров на центральном вокзале Вены. Если ты обладатель билета первого класса, то для тебя отдельный зал ожидания. Ты поднимаешься на лифте на второй этаж, перед тобой открывается дверь и ты попадаешь в рай прохлады и расслабления. Кондиционер! У входа ты показываешь свой билет сотруднице и проходишь внутрь. Удобные кресла, столики, журналы, телевизор, отличная туалетная комната. У стены стол с напитками, водой, соками. Кофемашина, чайник. Йогурты, фрукты, печенье разных сортов. Все это бесплатно. Огромные окна в пол. Ты сидишь в кресле за столиком с чашкой кофе и в прохладе наблюдаешь за суетой пассажиров. Иногда спокойствие нарушается. Ты сидишь в тишине и вдруг этот зал наполнился детскими визгами. В зал ввалилась женщина восточного вида с тремя своими отпрысками, которые совершенно не приучены вести себя. Пока администратор зала объясняла эмигрантке, что с билетом второго класса она не может пройти в этот зал, а тетка делала вид, что ни черта не понимает по-немецки, ее три малолетних оборванца набивали карманы бутылками кока-колы и печеньем. Нескольким сотрудницам удалось выдавить эту банду из зала ожидания и даже смогли отобрать у них бутылки с кокой-колой. После завершения операции выдавливания администратор зала извинилась перед нами, пассажирами, за неудобство.
Французский Талис. Очень скоростной поезд, преодолевающий за 4 часа путь от Парижа до немецкого Кельна с одной остановкой в столице Бельгии, в Брюсселе. А питание в нем отвратительное! Как пассажиру первого класса мне полагалось питание, включенное в стоимость билета. Что же подали? Газировка и на подносе несколько кучек какой-то субстанции разного цвета. Может быть это высокая французская кухня, но есть такое я не смог. Хорошо, что на вокзале успели прикупить гамбургеры!
А теперь переходим к британским поездам! В Англии две конкурирующие компании, соответственно питание несколько отличается в зависимости от того, поездом какой компании ты путешествуешь.
Итак, ты покупаешь билет в вагон первого класса. Занимаешь место. На столике лежит меню и твоя задача выбрать то, что ты будешь есть, до того, как проводница подкатит тележку до тебя. Выбрал. Подкатила. Но сначала тележка с напитками. Минералка, газировка, пиво, вино, водка, джин, виски. Бутылочки и банки маленькие, но тебя не ограничивают количеством выбранных напитков.
А вот подкатывают тележку с едой. Ты вроде заранее решил, что будешь брать. Все равно начинаешь глазами изучать то, что намеревался заказать и, возможно, ты меняешь свой выбор. На выбор тебе предлагают несколько видов второго. Есть даже вегетарианское меню. Но как приготовленное и сдобренное специями! Вкусно все!
После еды снова везут тележку с напитками и ты снова можешь взять бутылочку джина и банку тоника, или водку, или пиво, кому что нравится. В это время проводница спрашивает проснувшегося пассажира, который проспал первую раздачу еды – сэр, не желаете ли что-либо поесть? Сэр есть снова не пожелал, но охотно забрал пару бутылочек водки и банку коки.
Разумеется, кофе и кекс тоже предлагается!
Скажу откровенно, обслуживание в британских поездах мне понравилось больше всего!
А тебе обслуживание в каких поездах нравится? Пиши.
Ставь лайк. Подписывайся.