Из Уфы на автомобиле мы отправились по 5 городам Урала и Сибири. Уже побывали в Челябинске, Кургане и Тюмени, а самой дальней точкой путешествия стал город Тобольск.
Тобольск - исторический город, в прошлом - центр Сибири. Сейчас в город приезжает много туристов. Главный центр притяжения - Тобольский кремль - единственный каменный кремль во всей Сибири.
Здесь же, на Красной площади, находится Тюремный Замок, который входит в архитектурный комплекс кремля. Тюремный замок также известен как Тобольский централ или спецтюрьма СТ-2. Построен 1849 году.
Это бывшая каторжная тюрьма, где довелось побывать Достоевскому и Чернышевскому. Также в советские годы весь комплекс функционировал как тюрьма до 1989 года, а сейчас это музей Сибирской каторги и ссылки.
Тюрьма печально известна своими суровыми условиями содержания, она разрушала человека физически и психологически.
Сейчас коридоры выглядят светлыми и, на первый взгляд, не выглядят ужасными. Например, в тюрьме Трубецкого бастиона в Петропавловской крепости коридоры произвели на меня более гнетущее впечатление, чем в Тобольске.
Но если узнать о Тобольском централе побольше, то ужасаешься тому, что государственная машина делала с людьми. Ходишь по этим беленым коридорам, а несколько десятков лет назад это было местом перемалывания человеческих судеб.
Камеры выглядят так.
Общая камера
В Тобольской тюрьме был большой выбор карцеров для неугодных арестантов: "горбатый" карцер - каменный мешок, где можно стоять только согнувшись;
"мокрый" карцер - каменная комната с холодной водой по щиколотку;
"холодный" карцер - каменная комната без отопления, наверное, самая гуманная.
А в 1937-1938 годы вот в этих подземных лабиринтах и у стен тюрьмы были лишены жизни около 2500 тысяч человек
Их имена висят огромными списками в одном из помещений. Большинство из них - рабочие и крестьяне.
Государство было беспощадным, но все ужасы творились чьими-то руками, руками других людей. Государство - это не что-то абстрактное, это люди, которые его составляют, это люди, которые приводят в движение механизмы этой машины.
Спасибо, что дочитали, подписывайтесь на канал, я часто пишу о поездках по России