Найти тему
Записки не краеведа

В донских степях 4/4 Озеро Гудило

⇦ предыдущая часть

Так проходят незаметно дни на Маныче.
Кроме упомянутых развлечений, курсовые предпринимают прогулки к калмыцким кибиткам и к живописному озеру «Гудило», находящемуся по другую сторону Грузского.
В кибитках, стоящих вблизи станции, живут инородцы–калмыки и занимаются доением кобыл, молоко которых идёт на приготовление кумыса, отличающегося здесь хорошими качествами. Сюда то и ходят некоторые лица, интересующиеся бытом и нравом калмыков.

Озеро «Гудило» есть, собственно говоря, громадное расширение реки Маныч и получило своё название от свойства ″гудеть″ во время сильного ветра. Гул этот происходит от сильного прибоя волн и от ударов их о скалистые высокие берега. Отвесные берега эти имеют много нор, внутри похожих на пещеры. В эти норы можно свободно пойти человеку, но нельзя ручаться за твёрдость их стен, которые ежеминутно грозят обвалом. В них живут лисицы. Если вы полюбопытствуете спуститься с берега на самый низ, то около воды заметите массу лисьих следов: это они ходят на водопой. Здесь же заметны незначительные отложения соли, что указывает на содержание её в этом озере. Цвет воды тёмно-зелёный, вкус солёный, дно озера твёрдое – «Гудило» изобилует рыбой: особенно много в нём водится больших жирных окуней; много и водной птицы – дикие утки, гуси, пеликан-баба и другие. Само озеро представляет как бы море, другой берег которого едва виден на горизонте. По берегу «Гудила» тянутся хаты кордонных стражников. Когда сюда приезжает целая компания, стражники бывают очень любезны. Они нам сварят уху из только что пойманной рыбы, изжарят окуней и угостят чаем, а в конце июля с их бахчи можете достать себе дынь и арбузов. Кроме того, в вашем распоряжении лодка, на которой вы катаетесь по волнам прекрасного «Гудила».

-2

Скромное торжество

27 июля на станции бывает престольный праздник: празднуется день святого Великомученика Пантелеймона, в честь которого здесь стоит часовня.
Прежде на этом месте была церковь, но её перенесли. Теперь она находится в семи верстах от станции и вокруг неё ютится хохлацкое поселение Новосёловка, жители которой занимаются ломкой соли.
На нашем торжестве присутствовал хозяин станции, управляющий горной и соляной частями донской области Владимир Александрович Вагнер

Владимир Александрович Вагнер 01.01.1840-20.07.1914 гг. начальник Юго-восточного горного управления. Меценат, один из основателей Донского музея в Новочеркасске.
Владимир Александрович Вагнер 01.01.1840-20.07.1914 гг. начальник Юго-восточного горного управления. Меценат, один из основателей Донского музея в Новочеркасске.

Ещё накануне курзал внутри был декорирован зеленью и цветами и в нём было совершено священником из ″курсовых″ всенощное бдение, при большом стечении молящихся. А на другой день, в 9 часов утра, все уже стояли около часовни и ожидали во главе с батюшкой, который был в полном облачении и с крестом в руках, крестного хода из Новосёловки. Здесь же стояли музыканты, с сияющими на солнце трубами. При приближении крестного хода хор трубачей, пропустив его вперёд мимо себя, грянул «Коль Славен».
Затем началось соборне – при двух священниках – молебствие около часовни и в курзале, после чего ″курсовым″ была предложена от В. А. Вагнера закуска и обед.
В прекрасной речи Владимира Александровича было сказано о первых шагах станции, её росте, настоящем положении и будущем значении для области войска донского. В другой речи господин Вагнер указал на неутомимую деятельность И. И. В. как врача и как заведующего станцией
(к сожалению, газета не указывает полной фамилии заведующего станцией).
И в самом деле, доктор встаёт раньше всех и часов в 5 утра уже идёт ″наверх″, отдаёт должные распоряжения смотрителю, спускается ″вниз″ где осматривает ванный барак, дворик. Затем поднимается снова ″наверх″, идёт в свой кабинет в курзал. Здесь я был однажды очевидцем, как доктор будил служащего и говорил ему:
- Владимир, что ты спишь? Ай, какой стыд! Посмотри, доктор встал раньше тебя.
Пристыженный Владимир стал быстро собираться на работу. В кабинете доктор принимает прибывших накануне новых пациентов. Проходя мимо кухни, он заглядывает и туда – исправно ли всё?
И всё это делается легко, весело.
Встречается больной, с которым доктор сам начинает разговор, - и вот он уже направляется к себе пить чай как вдруг…
О, эти дамы!
- Иван Иванович, Иван Иванович! – взывают они и со всех сторон окружают бедного доктора.
- У других. Может быть, ничего и не болит в данный момент, - говорил в своей речи г. Вагнер, - но при виде доктора у них невольно чувствуется здесь больно, там колет и т. д.
(взрыв хохота).
Наконец, доктор дома, пьёт чай и всё-таки не остаётся в покое, а идёт на грязевые ванны, - и так проводит весь день.
- Многое потеряет станция, если не будет Ивана Ивановича. Выпьем, господа, за здоровье нашего многоуважаемого доктора! – закончил свою речь В. А. Вагнер.
Иван Иванович в своей сердечной и тёплой речи коснулся первоначального житья в кибитках и возникновения самой станции.
Далее он говорил о пользе, какую принёс Владимир Александрович станции, и закончил тостом за его здоровье.
В этот день была совершена закладка нового большого корпуса для помещения больных.

К. Горин газета «Приазовский край» октябрь 1899 год

⇦ предыдущая часть

Навигатор Сальский округ

Несколько слов о Манычско-Грузской санитарной станции
Записки не краеведа19 августа 2022