10 июля 1995 года, Член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра президентских программ Администрации Президента РФ, Секретарь Совета по научно-технической политике при Президенте РФ Малышев Николай Григорьевич, детально разобравшись с положением дел, понимая огромные преимущества и перспективы развития национальной аэронавигационной системы, учитывая, предложения Росаэронавигации, а также то, что 18-ю странами мира на тот момент уже были организованы и созданы современные и эффективные аэронавигационные структуры, представил докладную записку Президенту России Б.Н. Ельцину о широком открытии международных воздушных трасс и создании Государственной корпорации по управлению воздушным движением и использованию воздушного пространства с Наблюдательным Советом в составе представителей Минобороны, Минтранс, ФСБ, Минфин, Госкомимущество, Рособоронпром и др. ключевыми организациями — пользователями воздушного пространства РФ.
Перед этим Н.Г. Малышев провел серию встреч и совещаний с представителями Росаэронавигации, Минобороны, Генерального штаба вооруженных сил, ФСБ, МИД, Рособоронпрома, Госкомимущества, Минтранса, Ассоциации аэронавигационного обслуживания и Общероссийских профессиональных союзов, рассмотрел представленные ему документы (мнения Совета Безопасности, междуведомственную переписку, предложения, научные публикации и тематические статьи, проекты концептуальных решений и др.) по результатам которых подготовил и представил Докладную записку Президенту Ельцину Б.Н. от 10 июля 1995 года (документ, см. здесь >)
Решение Президента Российской Федерации не заставило себя долго ждать и уже 16 июля 1995 года Б.Н. Ельцин подписал поручение Председателю Правительства РФ Черномырдину В.С., которое было с огромным воодушевлением воспринято аэронавигационным сообществом страны: «…Это совершенно новый подход к использованию воздушного пространства России, выраженный в международном аспекте. При этом предвижу и серьезные материальные проблемы. Но надо все просчитать. Идею поддерживаю. Прошу действовать. Б.Н. Ельцин» (документ, см. здесь >).
Фактически это было началом (отправной точкой) процесса реализации идеи создания Госкорпорации по ОВД. Имеется ввиду начало «борьбы» на уровне мнений специалистов, ведомственных интересов, а также личностных устремлений относительно выбора эффективной организационно-правовой формы (ОПФ) будущего хозяйствующего субъекта, которая обеспечит ему перспективное развитие во благо интересов страны, при обязательном сбалансированном государственном контроле за его деятельностью.
Со стороны Росаэронавигации, возглавляемой В.Г. Шелковниковым, руководителю Центра президентских программ Администрации Президента РФ был представлен внушительный пакет документации, обосновывающей данную идею, в т.ч. первый в истории Аэронавигации России проект Устава Государственной Корпорации по управлению воздушным движением, контролю и использованию воздушного пространства (документ, см. здесь >), разработанный в 1995 году совместной группой специалистов, ученых и практиков системы УВД под руководством Е.В. Устюжаниной, курируемой Первым заместителем руководителя Росаэронавигации С.Г. Евсюковым.
Изначально же Росаэронавигацией предлагалось создать Государственную Корпорацию по управлению воздушным движением, контролю и использованию воздушного пространства отдельным федеральным законом, затем обсуждались две (предусмотренные законодательством) организационно-правовые формы — это Акционерное общество (100% акций находится в государственной собственности) и Федеральное унитарное предприятие.
Н.Г. Малышев дважды собирал на Старой площади высоких руководителей министерств и ведомств для обсуждения пакета документов с целью подготовки доклада Президенту РФ по данному вопросу. Второе совещание закончилось подписанием соответствующего Протокола.
По мнению большинства представителей гражданской части ЕС УВД РФ, на тот период времени, представленный Росаэронавигацией проект Устава Госкорпорации предлагал наиболее перспективный вариант ОПФ, учитывающий мировую практику, а также фактическое положение, возможности и требования, предъявляемые к перспективному развитию системы УВД РФ.
При этом необходимо отметить, что в то время такой организационно-правой формы, как государственная корпорация, законодательством РФ предусмотрено не было. Данная норма (статья 7.1. Государственная корпорация) в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» была введена только спустя 4 года, Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ).
Извлечение из проекта Устава.
А. Наблюдательный совет Корпорации
8.2. Высшим органом управления Корпорации является Наблюдательный совет, представляющий государственные интересы внутри Корпорации и состоящий из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
8.3. Состав Наблюдательного совета формируется Указом Президента Российской Федерации. Председателем Наблюдательного совета является начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
8.4. Наблюдательный совет не представительствует по делам Корпорации, а ограничивает свою деятельность принятием важнейших решений по делам Корпорации. Выполнение решений Наблюдательного совета организует Правление Корпорации под руководством Президента Корпорации.
8.5. Наблюдательный совет определяет общую стратегию развития системы управления воздушным движением, контроля и использования воздушного пространства, следит за соблюдением установленных государственных норм и правил, представляет интересы пользователей воздушного пространства.
Примечание: следует отметить, что в процессе обсуждения положений проекта Устава был найден компромисс, учитывающий интересы военно-гражданской составляющей ЕС УВД и Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, предусматривающий норму о назначении Председателем Наблюдательного совета Корпорации Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
О предыстории этого исторического события, а также о том, что произошло впоследствии, в связи с реализацией поручений представителей высших органов государственной власти, касающихся создания Госкорпорации по ОВД и утверждения её Устава, ранее уже было рассказано в статье «Роль личностей в истории ЕС ОрВД РФ».
В результате сложных дискуссий и кадровых решений на уровне Минобороны, Минтранса и Росаэронавигации, Правительством РФ было принято Постановление от 14 мая 1996 года № 583, которым устанавливалось создать Государственную корпорацию по организации воздушного движения в форме федерального унитарного предприятия (ФУП), впоследствии ФГУП.
В этой связи, полагаем целесообразным отметить, что впоследствии такая организационно-правовая форма, как Федеральное государственное унитарное предприятие, была признана неэффективной.
Неоднократно, в течение многих лет, в т.ч. и согласно поручению Президента страны, разными составами Правительства РФ озвучивается необходимость реорганизации ФГУПов, так как существующая организационно-правовая форма (федеральное государственное унитарное предприятие) является фактором, сдерживающим развитие предприятий в условиях конкуренции, не позволяет создавать оптимальные условия для эффективной деятельности предприятий, осуществления модернизации их объектов и инфраструктуры, повышения уровня конкурентоспособности, усиления инвестиционной привлекательности, а также в силу ряда других негативных моментов.
Совершенно очевидно, что по состоянию на текущее время данный вопрос остается весьма актуальным и для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В этой связи, при определении наиболее эффективной ОПФ для такого предприятия как ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представляется целесообразным, в числе иных основополагающих нормативных правовых актов, рассматривать и Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого отражают цель создания, обеспечение модернизации и развития, а также осуществление деятельности Предприятия с учетом реализации особо важных государственных программ.
Данная статья не является аналитической и, соответственно, в ней не приводится сравнительный анализ, не отражаются преимущества и недостатки конкретных ОПФ, приемлемых для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», учитывая её Миссию, а также цели и задачи Предприятия.
Однако, представляется, что данным вопросом следует заниматься и обсуждать, в т.ч. публично.