Пять экранизаций "Гамлета" я пересмотрела за 10 дней! Некоторые - впервые. В том числе последнюю- 1996 года в постановке Кеннета Брана.
Да, я слышала об этом варианте великой трагедии, но заранее была настроена скептически. Ну-ну, актер снял "Гамлета" чтобы удовлетворить свои амбиции и самому сыграть главную роль!
Ага, действие перенесено в 19 век. Хм...
Итак, начинаем смотреть, и что же мы видим в первом кадре - негр! Стражник возле королевского заснеженного дворца - темнокожий! Ха-ха, толерантное кино, значит, вместо "Гамлета".
Вот с такими мыслями я начинала смотреть постановку Кеннета Брана.
И вот сейчас могу сказать уверенно - фильм превосходен!
Хотя некоторые претензии к этой экранизации у меня, конечно же, есть.
«Hamlet» (1996 г.)
Страна - Великобритания, США
Режиссер, сценарист - Кеннет Брана
Оператор - Алекс Томсон
Композитор - Патрик Дойл
Художник - Тим Харви
Продюсер -Дэвид Бэррон
В ролях: Кеннет Брана (Гамлет), Дерек Джекоби (Клавдий), Джули Кристи (Гертруда), Брайан Блессид (Призрак отца Гамлета), Ричард Брайерс (Полоний), Николас Фаррелл (Горацио), Кейт Уинслет (Офелия), Майкл Малоуни (Лаэрт), Руфус Сьюэлл (Фортинбрас).
Итак, я смотрела постановку "Гамлета" в исполнении режиссера, мне совершенно незнакомого. Все актеры, кроме великолепной, обожаемой мною Кейт Уинслет, для меня были абсолютно неизвестны. И тем сильнее был окончательный эффект!
Огромный плюс фильма: сохраненный без изменений текст Шекспира. Все же сказалось то, что Брана - театральный актер по основной своей профессии. Его классическое театральное образование, полученное в Лондоне, "пропитанность" Шекспиром не позволили ему вмешиваться в основу основ. И фильм, не смотря на 4-часовое действие, смотрелся очень органично и динамично. А именно отсутствием связности некоторых сцен или темпо-ритмическими спадами грешат другие "осовремененные" экранизации, когда режиссеры "режут" Шекспира.
Также положительно смотрится перенос действия в 19 век - это намного ближе нам, чем глубокое средневековье, но и не слишком современно, чтобы считать все этих дворцовые интриги и смертельные схватки за трон неуместными.
Сам стиль фильма превосходен. Этот огромный Эльсинор - королевский дворец со множеством комнат, в том числе потайных. В этом здании можно блуждать днями, утраивать балы и приемы, и... спрятать труп.
Фильм решен в очень эффектных красках. Действие происходит зимой, дворец весь в белом снегу. Основные цвета фильма: белый, кроваво-красный и золотой, иногда песочный и серый. Черный цвет - чаще всего цвет Гамлета.
Именно в красном камзоле с золотом мы видим торжествующего Клавдия, когда он в объявляет на официальном приеме о браке с Гертрудой. Королева вся в белом, как и большинство дам. И в этом роскошном красно-белом зале появляется Гамлет - в черном. О, как же превосходно снята вся эта сцена, каждый кадр! И цветовое решение здесь играет большую роль для восприятия завязки трагедии.
Или возьмем сцену, где Гамлет видит идущее в Польшу войско Фортинбраса и с горечью рассуждает о покорности, с которой посылаются на смерть десятки тысяч людей. Ледяное пространство , маленькие фигурки тысяч и тысяч людей, а сверху над ними на скалах - Гамлет в черном пальто..
И в фильме много таких сцен, где цветовое решение и операторская работа дают сильный эффект.
Заснеженный лес возле Эльсинора - еще одно место действия. Здесь происходит разговор героя с Призраком отца. Призрак будто вышел из ада - земля дымится и изрыгает огонь. В лесу копают могилу для несчастной Офелии и случается знаменательный разговор Гамлета с Могильщиком.
Минусы: их немного, но они есть.
Так, режиссер часто использует вставки-воспоминания героев. Иногда мне они казались неуместными, например, в сцене, где актеры разыгрывают драму про Приама, думаю, незачем было показывать иллюстрации древнегреческой трагедии. И с Йориком это было, наверное, лишнее.
Наличие темнокожих лиц среди второстепенных героев, вельмож и слуг. В 19 веке в Европу негров завозили в зоопарки, как животных, поэтому реверансы в сторону начинающейся в 1990-х годах толерантности кажутся в "Гамлете" неуместными.
Актерские работы - они великолепны, даже в маленьких второстепенных ролях: Жерар Депардье - соглядатай Рейнальдо, Робин Уильямс - слащаво-приторный и лицемерный Озрик, в глазах которого вдруг иногда мелькает безжалостность и жесткость.
Теперь о главных героях.
Меня в Кеннете Брана не устраивало две вещи - искусственная чрезмерная выбеленность его волос (вот нафига?? у актера свои русые прекрасные волосы!) и сама внешность актера - в моем представлении Гамлет, принц Датский обладает иным типажом.
Но как актер - Кеннет Брана великолепен. Куда там Мэлу Гибсону до его глубины и постижения роли Гамлета! Никаких перегибов в мимике и жестикуляции. Иногда монологи читаются почти шепотом, но лицо говорит нам все! А когда Гамлет-Брана кривляется и притворяется перед другими персонажами, как он резко меняется, оставшись с собой наедине! Прекрасный, прекрасный актер! Браво! В момент съемок Гамлета актеру было 35 - расцвет творческих сил и еще относительная молодость.
Клавдий в исполнении Дерека Джекоби - о, какой это искусный дворцовый интриган! Он ужасный трус, но хитрец и умелый манипулятор, умеет ловко выходить из самых безнадежных положений, переворачивать все в свою пользу. Блистательное перевоплощение!
Гетруда - Джули Кристи. Вот уж неоднозначный персонаж получился! Она не сильно отстала от своего нового муженька в эгоизме и пороке. Когда Офелия сходит с ума, Гертруда не сочувствует девушке, а, скорее, брезгует ею. Видимо, по ее приказу, бедную девушку одели в смирительную рубаху и заперли в комнатушке, а потом еще и поливали холодной водой.
Офелию играет полнокровная красавица с алыми щечками, сверкающими глазами и сочными губами - Кейт Уинслет. Полный разрыв шаблонов и отход от традиций представлять любимую Гамлета девушкой неземной и невесомой красоты. Но для 19 века такая красавица - самое то. Затянутся в корсет, с высокой грудью.
Автор фильма вставками-воспоминаниями нам дает понять, что между Гамлетом и Офелией была интимная близость. Становятся понятной восклицания сошедшей с ума девушки с требованием ей кареты - неужели она беременна наследником короны?! Вся сцена сумасшествия Офелии с распухшим от слез красным некрасивым лицом вызывает дрожь и ужас... Уинслет - великая актриса.
Еще хотелось бы остановиться на образе Лаэрта в исполнении Майкла Малоуни. В остальных экранизациях это довольно симпатичный персонаж, который потом идет на подлость в отношении Гамлета в порыве горя от потери отца и Офелии. Но здесь мы видим пошлого красавчика, обласканного жизнью и начинающего путь подонка, для которого нечистоплотные методы привычны. Вот когда становится понятным, почему Полоний отправляет за ним в Париж соглядатая! Папаша уже видит насквозь своего сыночка, который, как яблочко, падает недалеко от яблони.
Завершить неполный актерский разбор я бы хотела образом Фонтинбраса. Его сыграл Руфус Сьюэлл. Норвежец представлен зеленоглазым красавцем с темными кудрями и многодневной щетиной на лице.
Фонтинбраса интересует власть. И он, мелькая где-то на задворках действия, получает ее в финале трагедии. Его войска штурмом берут Эльсинор в момент, когда внутри дворца разворачивается кровавая драма. Воцаряясь на трон, норвежец приказывает похоронить Гамлета с почестями. Но вскоре мы видим, как возле дворца рушат памятник его отцу. Занавес.
Резюме. Фильм отличный, он и стильный, и красочный, и не утеряна глубина трагедии с ее размышлениями о судьбах человека, страны, мира. Я бы поставила его на второе место после варианта Козинцева. Выделите время и посмотрите это 4-часовое действие, картина Кеннета Брана того стоит.
P.S. Следующая публикация подведет черты под всеми рассмотренными экранизациями.
Читать еще:
Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию
Испытание "Гамлетом". Дзеффирелли высоту не взял
"Гамлет. XXI век" Юрия Кары. Душераздирающие страсти на фоне крымских дворцов
«Гамлет 2000». «Такой хоккей нам не нужен»
Российские экранизации, которые превзошли мои ожидания