Найти тему

Что такое "медиа-ловля"? Как инфоцыгане повлияли на работу журналистов?

Оглавление

Ещё 15 лет назад практически единственным источником информации были газеты, телевидение, журналы, где показатель правдивости не измерялся количеством лайков, репостов, или комментариев.

Сейчас любой человек без образования, но набравший подписчиков способен стать авторитетнее практикующих специалистов во многих сферах, в том числе и в журналистике. В результате журналисты потеряли монополию на распространение информации, а в сети образовалось изобилие фейковых новостей.

История

Социальные сети стали изменять работу журналистов, начиная с 2006 года, когда в российский интернет попала блог-платформа «Живой журнал». Согласно данным от февраля 2020 года на сайте зарегистрировано 50 млн. блогов, а 40,8% активных пользователей приходится на россиян. Появление платформы стало настоящим медиа-событием – журналисты могли брать темы для статей, в основном из вкладки «Вывести в топ», где у рядовых пользователей появилась возможность обратить внимание СМИ на конкретные проблемы в обществе.

На ранних этапах журналисты использовали электронную почту и другие способы интернет связи для так называемой «медиа-ловли». Делая множество запросов в PR-службы (или в связи с общественностью), журналист получал материал для будущей статьи. После же появления социальных сетей, читатели перестали хотеть просто потреблять информацию – они хотят быть соучастниками в создании контента.

Алексей Волин – заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России еще в 2016 году отметил, что «публика хочет быть вовлеченной в процесс создания информации и ее обсуждения».

Фейк

Из-за желания публики быть соучастником и потребности в материалах для статей, журналисты отправились в социальные сети для поиска инфоповодов. С одной стороны, это показывает, что СМИ находятся с читателями «на одной волне», но с другой – возможное появление публикаций с фейковыми новостями могут серьёзно подорвать репутацию отдельных СМИ и нанести вред общественности.

Наиболее актуальным и понятным для всех примером влияния фейковой новости является мифический штраф, который выписывается продавцам магазинов за продажу продукции покупателям без маски. На сайте «Т-Ж» - самый большой в России журнал про деньги, было опубликовано подтверждение данной новости.

Даже после того, как выяснилось, что за отказ в продаже следует административное наказание (ст. 426 ГК РФ и ст. 16 п.2 «О защите прав потребителей»), многие продавцы продолжают отказывать в обслуживании, не зная, что они совершают правонарушение.

Это наглядный пример, показывающий одновременно и силу, и слабость средств массовой информации.

Решение

29 марта 2019 года был принят закон, наказывающий СМИ и интернет вещателей за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, но как показала практика – борьба с фейками всё еще является основным вызовом для СМИ, нежели компетенцией правоохранительных органов.

Для решения проблемы с верификацией в сети, европейский центр журналистики (ЕЦЖ) в Нидерландах разработал руководство по проверке сетевого контента, которое было переведено на русский язык институтом развития прессы-Сибирь.

Изучение подобных материалов несомненно улучшит качество публикаций в СМИ, но некоторые редакции нашли еще один способ борьбы с данной проблемой – введение правил по использованию социальных сетей в качестве источника информации.

Таким образом, журналистов не только склоняют к более тщательной проверке данных, но и регламентируют их поведение на личных аккаунтах.

Это решает данную проблему на сегодняшний момент, но всё же не даёт гарантии, что проверенная новость является достоверной. Можно предположить, что с таким темпом развития технологий фактчекинг будет не просто дисциплиной в вузах, а станет полноценной профессией будущего.

Сейчас появляется всё больше и больше способов взаимодействия с аудиторией, интерактивный контент и множество информации, которую необходимо сообщить доступным для общества языком. Редакциям, телевидению, и отдельным журналистам нужно объединить усилия, чтобы стать авторитетнее инфоцыган, которые не думают о последствиях своего вещания.

-2

Спасибо за внимание!

Что вы думаете? Оставьте своё мнение в комментариях)