Я уже писал о том, что у многих ныне, при навале различных стримов, зум-конференций, прямых эфиров и прочего такого всего вот этого всего, возникает ужасно вредная иллюзия, что если ты научился открывать рот, произносить из него какие-то слова, а уж тем более задавать вопросы, то тебе прямиком в ведущие интервью. Ну а уж если тебе повезло и в знакомых у тебя какая-нибудь медиа персона, то хватай ее скорей и беги записывать с ней (или с ним) интервью. Что-то похожее наблюдалось и со сторителлингом. Если вчера ты сумел рассмешить на кухне двух своих собутыльников забавными сюжетами собственной жизни, то в сторителлинге ты понимаешь все и тебе прямая дорога в сторителлеры-эксперты. Вред таких иллюзий в одном, появляется устойчивое мнение, что ни искусству вести беседу, ни представлению своей истории аудитории учиться не надо. Этот навык имеется у всех, как способность к мочеиспусканию. Поверьте, дорогие мои… это не так.
Я почем так разошелся? Потому что посмотрел два интервью к ряду. Теперь в роли ведущих выступали актер и режиссер. Вячеслав Манучаров задавал вопросы Сергею Бурунову, а Александр Богуславский недавно вошедшей на Олимп СтендАпа Елене Новиковой. Первый «ведущий» снимался в массе различных фильмов, но так, что идентифицировать я его смог только по роли Андрея Разина в фильме про «Ласковый май». С произведениями второго, которые я внимательно прочитал в его «дискографии» и вовсе знаком не был. Специально пишу «задавали вопросы», потому что на интервью это не было похоже. Вы поймите, неофиты жанра интервью. Задавать прямые «острые» и «смелые» вопросы гостю много ума не надо. Достаточно отсутствия деликатности или присутствия наглости и глупости. Возможность задать такой «непростой вопрос», который бы помог человеку раскрыться, а не заставил бы его еще и еще раз проживать боль, нужно заслужить. Заслужить эту возможность можно только долгой работой с самим собой. Мучительным поиском ответов на вопросы: «кто я?» «зачем я здесь? «куда я иду?» «каковы мои ценности?»
Только после найденных ответов на эти вопросы сторителлер сможет стать единым целым со своей аудиторией, а ведущий интервью со своим гостем. И тогда боль гостя будет также переживаться ведущим, как и им самим. И только при достижении этого единства зритель сможет увидеть настоящую беседу, которая тронет каждого, кто готов к собственным изменениям. А иначе все эти диалоги превращаются в допрос, где «здесь вопросы задаю я!» В том, что я увидел, единения не было. Был не нежное вторжение в частную жизнь. Бурунова его сотоварищ довел до слез. И это не были слезы очищения и катарсиса, а всего лишь слезы от задетой в очередной раз не зажившей раны. А Елена Новикова, когда «товарищ режиссер» объявил ей, что интервью закончено, без обиняков высказалась прямо и честно: «Ну, и слава Богу!»
Нет, дорогие мои, «такой хоккей нам не нужен!» Поэтому я призываю всех, у кого возникла эта безумная идея, взять микрофон в руки и поговорить с помощью него с кем-нибудь, сто раз подумайте! И если желание не пропало, начните с учебы и работы над собой, прежде чем допустить до себя хотя бы вашего друга с детства… Просто, чтобы не позориться и не терять друзей.