«Девочка с персиками» В. Серова. Портрет красавицы с печальной судьбой

2,6K прочитали

Август 1887 года в Амбрамцево выдался теплым и солнечным. У Саввы Мамонтова гостил молодой художник Валентин Серов, который только что вернулся из-за границы. Он мечтал написать такой портрет, который буквально поразит зрителей.

Но для осуществления смелых замыслов ему нужна была Героиня. Не такая, как все. Необычная, яркая, скрывающая в себе какую-то тайну.

Вдруг в столовую вбежала его хорошая знакомая - дочь хозяина Веруша и схватила лежащий в вазе персик.

В.Мамонтова. Раскрашено автором с помощью нейросетей. Источник Яндекс.Картинки
В.Мамонтова. Раскрашено автором с помощью нейросетей. Источник Яндекс.Картинки

Серов понял, что напишет именно ее. И уговорил девушку ему позировать.

Веруша согласилась, но ее природная подвижность и живость характера очень мешала работе. В итоге портрет был готов только к началу осени.

Художник подарил его матери Веруши. Нельзя сказать, чтобы он не хотел показать свое творение миру, но, возможно, портрет получился настолько необычным, что мог вызвать совершенно разные отзывы.

В. Серов. Девочка с персиками. Источник Яндекс.Картинки
В. Серов. Девочка с персиками. Источник Яндекс.Картинки

Сам того не ведая, Серов открыл новую страницу русского искусства – портрета в стиле импрессионизма, стремившегося передать мгновенное впечатление, сохранить секунды жизни в их красочном многообразии.

Импрессионизм тогда только зарождался в Европе, а Серов создал полотно, в котором главная героиня и все, что ее окружает, пребывают в неразрывной композиционной связи. Смуглое лицо 12-летней девочки, ее карие глаза, непричесанные волосы, яркая розовая блуза, руки, сжимающие персик, тонкая передача светлого дня, интерьер столовой - все это создавалось благодаря мазкам кисти, использованию теплых, холодных тонов, игры светотени, бликов.

Казалось бы, еще мгновение, и Веруша встанет из-за стола и с радостью побежит в сад. Туда, где в диковиной оранжереи растут самые настоящие южные персики.

Художнику удалось передать атмосферу счастливого детства, радости и гармонии бытия.

Картина понравилась родителям девочки. А Серов понял, что создал свой шедевр.

Верушу сегодня называют «абрамцевской богиней», потому что художники, которым покровительствовал ее отец, часто писали ее образ.

Вера стала героиней картин Виктора Васнецова «Боярышня» и «Девушка с кленовой веткой». На последней работе она показана в период своей очаровательной юности.

Серов угадал ее будущую красоту. Яркие чуть восточные черты лица, красивая фигура все это делало наследницу железнодорожного магната завидной невестой.

Однако семейное счастье Вера обрела поздно. Только в 27 лет выйдя замуж за дворянина Александра Самарина. Родила мужу двух сыновей и дочь. После 5 лет брака Вера yмepла от вocпaлeния лeгких в возрасте 32 лет.

Вера с мужем А. Самариным. Раскрашено автором с помощью нейросетей. Источник фото Яндекс.Картинки
Вера с мужем А. Самариным. Раскрашено автором с помощью нейросетей. Источник фото Яндекс.Картинки

Ее пoхopoнили в любимом Абрамцево.

Муж был безутешен и больше никогда так и не женился.

Ранняя кончина веселой и доброй Веры отразилась бoлью в сердцах ее родных и друзей, однако это помогло ей не увидеть тех событий, которые ожидали и ее семью, и ее страну в будущем.

После peволюции А. Самарин и его дети остались в советской России. Как бывший царский чиновник Александр Дмитриевич пережил apecты, ccылки, нищету. Умep он в Костроме в 1932 году.

Из всех детей Саввы Мамонтова трое yмepли еще при его жизни, оставшимся он не смог передать ничего из своего многомиллионного состояния. Все богатства превратились в пpaх, и остались только работы художников, музыкантов, архитекторов, которые сделали его имя и имена его детей бeccмepтными.