Найти тему
Игорь Орлов

Благодать и Дары Духа Святаго для мирян

Оглавление

Что такое благодать и Дары Духа Святаго?

Как их обретать? Как не лишаться их?

Это очень важная тема, которая освещает ценность духовно-нравственной христианской жизни, жизни в согласии с Богом.

Если я живу в согласии с Богом, живу христианской жизнью — что ценное мне это дает?

Что я буду здесь мучиться, но когда умру попаду в рай? А где ценность жизни «здесь и сейчас», если она вся перенесена на «там и потом»?

Что я буду святым? Но если я мирянин, то должен ли я быть святым, в общечеловеческом смысле этого слова? (Святой, в общечеловеческом понимании, есть отрешенный от мира человек, иначе живущий, «инок»)

Что у меня все будет хорошо, если я живу духовной жизнью?

Скорее, в святой православной литературе, в проповедях священников, говорится о скорбях, бедах. То есть если я буду жить такой жизнью, я не благо буду иметь (в общечеловеческом понимании), а скорби, горе?

Но тогда я кто, камикадзе? И я должен жить плохо, но считать, что это хорошо? То есть обманывать себя, подавлять себя? Мне хочется жить хорошо, а мне "внушают" священники жить плохо?

Но не является ли это тогда, своего рода антирекламой духовной жизни? Зачем мне, живя в жизни, иметь не блага, а скорби? Какая в этом ценность? Может это, наоборот, неправильный образ жизни — трагичный и горестный?

Или понимание такое: благодать Духа Святаго — это для монахов и святых. Не для меня. Они небожители. Мне же как «грешнику и никакому» такое предписание: в христианской жизни все время самоукорять себя, самоунижать, потому что так «прописали святые». Но если я буду себе внушать такое, то не сделаю ли я сам себя несчастным таким самовнушением?

Попробуем найти ответы на эти вопросы и понять ценность духовной жизни именно для мирянина.

Рассмотрим последовательно.

Благодать Духа Святаго (как сказано в 4 Евангелиях) — это то, что было направлено Богом апостолам, после того, как Христос совершил Свою Жертву и был вознесен на Небо. Благодать снизошла на апостолов и открыла им возможности для проповеди Евангелия по миру, им открылось знание разных языков, на которых они могли проповедовать, дар исцеления больных и другие дары этой Святой благодати. Далее, по благодати была утверждена Святая Соборная и Апостольская церковь (День Святого Духа (пятидесятница, 50й день после Святого Воскресения Христа, считается и днем схождения Святаго Духа на апостолов, и Днем утверждения Святой Соборной Церкви Христовой).

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий так объясняет действие благодати Духа Святаго. Оно дается человеку в Таинствах. Крещения (для всех и мирян, и монашествующих), принятия пострига и схимы (для монашествующих), хиротонии (для священников).

Епископ Пахомий (фото из Яндекс Картинки)
Епископ Пахомий (фото из Яндекс Картинки)

Благодать Бога — говорит епископ Пахомий — для всех людей одна, и для монашествующих, и для мирян. А дары Духа Святаго для каждого человека разные.

Бог человеку дает те Дары Свои, подчеркивает епископ Пахомий, которые будут полезны именно этому человеку в его духовной жизни, исходя из того, какова она, в каких условиях жизни и реальности проистекает.

Для сравнения можно привести пример с электричеством. Электроэнергия, которая есть в сети, одинакова для всех потребителей, как и благодать Духа Святаго, одинакова для всех людей. А приборы потребления, устройства, могут быть разными. Можно в электрическую сеть подключить и телевизор, и смартфон, и чайник, и так далее. Зависит от того, что требуется делать.

Так и в жизни мирян и монашествующих.

Монашествующие молятся за весь мир и им даются по Благодати Божьей нужные для этого дары: особой молитвы, особого поста, исцеления, проповеди и так далее.

Священники совершают Таинства и заботятся о своей пастве, верующих людях городской и сельской жизни. Им даются необходимые, для этого служения, Дары Благодати.

Миряне живут в миру по- христиански. И им нужны от Бога те Дары Благодати, которые позволяют оставаться христианами, духовными людьми, вопреки, искушениям и лукавствам греховного мира мирского. Христианин это не тот, кто живет в нищете и забитости, а тот, кто живет добродетельно, по Богу. Критерий не экономический, не психологический, а духовно-нравственный.

Каждому Бог подает по тому, кто он, какую жизнь ведет: монашескую, священническую или мирянина.

За что подает Бог?

За саму духовную жизнь. За то, что она происходит по законам мироздания Божьего, по заповедям. Молитва, пост, хождение в храм, литургии, Таинства, добрые дела все это есть средства духовной жизни. Суть духовной жизни (о которой говорят, например, преп. Макарий Великий, преп. Серафим Саровский): понимание мироздания и нравственных законов Бога и жизнь по ним не по принуждению, а по свободной воле. Если это так, то именно за такую духовную жизнь, ее постоянство, Бог и подает Дары Духа Святаго.

Преподобный Макарий Великий (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Макарий Великий (фото из Яндекс Картинки)

Преподобный Серафим Саровский (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Серафим Саровский (фото из Яндекс Картинки)

Какие дары? Нужны ли мирянину дары, которые даются монашествующему? Нет. Потому что они живут по - разному.

Но какие Дары подаются мирянину? Те, которые нужны и полезны ему, человеку, живущему духовной жизнью в условиях мира.

Например, когда легко учишься полезным вещам и понимаешь, чему надо учиться, а чему нет. Это Дар Божий. Когда ты легко усваиваешь, легко применяешь обретаемое — дар Божий.

Когда легко принимаешь решения, в которых учтена Воля Бога как главное. Не выгода твоя материальная (это вторично, а иногда, и неважно), а именно Воля Бога на решение, на его последствия.

Когда легко совершаешь правильные выборы в жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что действия по Воле Божьей должно быть простым, без размышления. Чем больше размышлений над Евангелием, вместо его исполнения, тем меньше благодать. Если же есть евангельская простота — то это Дар Божий, дар мирянину от Бога.

Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)

Не стоит, например, путать дар Рассуждения (великую добродетель, о которой говорит, например, преподобный Антоний Великий) как умение различать добро и зло и выбирать добро, с искаженным философствованием человека, когда он вместо евангельских выборов, рассуждает и не совершает этот выбор, либо совершает противоположное ему.

Преподобный Антоний Великий (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Антоний Великий (фото из Яндекс Картинки)

В обычной жизни и в светских представлениях, есть такое понимание: человек одарен чем-то «от природы» и этот талант помогает ему зарабатывать на жизнь, иметь славу и признание людей. А если этого нет «от природы», то человек ущербный.

В духовной жизни все не так. Талант — Дар Божий. Но он лишь одна часть, малая. Главная часть другая: как человек применяет свой талант, на что. И как он живет в жизни — духовно по Богу или безбожно.

Нередки случаи, когда человек бывает одарен «от природы» талантом, но «просаживает» его. Доходит до славы, потом ее теряет (ибо ненадежна слава у людей) и впадает в серьезные депрессии, теряет интерес к жизни и саму жизнь.

Но есть другие случаи. Когда, казалось бы, обычный «серый» человек, особо не одаренный от природы, трудится духовно, неприметно для других, но для Бога старается. И ему подаются Богом Дары Духа Святаго. Когда тот, «яркий», угас и прожег свой талант, «серый» приобрел, благодаря правильной духовной жизни, Дары благодати.

Святые говорят, что не надо мечтать о дарах Божьих. И это правда. Надо исполнять духовный труд, доверяя Богу. Бог все подаст по труду.

А разве не так в жизни обычной, мирской? Если ты работаешь на надежного работодателя (или клиента), то не думаешь о премии. Ты доверяешь работодателю (клиенту), что он не оставит без внимания плоды усердия. Трудишься, и все приходит. Так как есть доверие.

Благодать может теряться человеком. Об этом много написано в святых книгах.

Христос чувствовал на Кресте Свою богооставленность, говоря: «элои, элои, лама савахвани» (Господи, зачем Ты меня оставил?). Иоанн Предтеча испытывал такое состояние в темнице (об этом было в недавней статье канала об Иоанне Крестителе). Испытывали ее и святые. Самый известный пример — преподобный Силуан Афонский. Но не только.

Преподобный Силуан Афонский (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Силуан Афонский (фото из Яндекс Картинки)

Самое главное в понимании потери благодати Божьей человеком: Бог не отнимает ее, человек теряет. Человек, увлекшись или возомнивши, начинает жить не по - Божьему и благодать покидает его. Об этом, в частности говорит преподобный Паисий Святогорец.

Преподобный Паисий Святогорец (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Паисий Святогорец (фото из Яндекс Картинки)

Но благодать можно вернуть. И опыт святых показывает, что она возвращается, да еще и в больших масштабах. Не потому что человек такой хитрый и умный (не стоит переоценивать), а потому что Бог Такой Милостивый.

Как вернуть благодать? Ответ на этот вопрос дает преподобный Иоанн Лествичник.

Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)

Он говорит, что благодать можно вернуть только через исправление той ситуации, в которой человек ее потерял. Если ты потерял благодать, то вспомни, когда, в какой момент это произошло. Что ты сделал, чем согрешил, где нарушил Божье? Будь честен перед собой и Богом в этом. Вернись к этому и исправь то, что в твоих силах. Да, это может быть непросто, на это может уйти много времени, но все равно, попытаться это сделать обязательно нужно. Только так можно добиться результата и вернуть благодать. Это еще называется в святой литературе «покаяние поступком». Об этом была статья на канале, как была возвращена благодать Божья колену Левия, сыну Иакова.

Очень показателен пример и праведного Иоанна Кронштадтского, чьи дневники многое рассказывают о его духовном опыте.

Праведный Иоанн Кронштадтский (фото из Яндекс Картинки)
Праведный Иоанн Кронштадтский (фото из Яндекс Картинки)

Как только святой Иоанн совершал какой-то грех помыслом (подумал, почувствовал, направился к чему-то греховному), он не ждал, когда он совершит это делом и падет в грех. Он тотчас приносил покаяние в нем Богу. И тут же чувствовал освобождение от пут и возвращение благодати. Святой очень не хотел терять благодать Духа Святаго. Он понимал, насколько ценна эта благодать и совершал те действия, которые ее удерживают и возвращают.

Стоит сказать, что праведный Иоанн Кронштадтский не был монахом, а был священником, человеком, жившим в миру. Но он не допускал зла в себя. Он хотел жить с Богом. Лучшее духовное произведение святого Иоанна называется «Моя жизнь во Христе». Название отражает суть .

Стоит помнить и другое.

Бог за человека не покается. Бог за человека не совершит пост. Бог за человека не исправит его ошибку по безбожию. Бог не будет толкать человека к самосознанию, против его воли. Не будет навязывать человеку желания жить праведно.

Все эти действия совершает сам человек. Все эти действия, в совокупности составляют духовный труд. Этими своими действиями человек проявляет свою волю, свое усилие по направлению к Богу. И если совершает, то Бог это видит, и подает по нему Свою Благодать и Дары ее.

Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.