15.07.2016
Генна Сосонко
Счастья нет
В записной книжке Ильи Ильфа за 1936 год можно прочесть: «Шахматы, затмение, запрещение абортов – не слишком ли много переживаний?»
Расшифровка этой записи не оказалась чересчур сложной.
Во-первых, шахматы. Писатель очевидно имел в виду III московский международный турнир, на одном из туров которого побывал.
Напомню, что победу в турнире одержал Хоcе Рауль Капабланка, на очко опередивший Михаила Ботвинника. Советский чемпион в партии с кубинцем добился решающего преимущества, но в цейтноте упустил сначала выигрыш, а затем и ничью.
Во-вторых, затмение. Солнечное затмение пришлось в Москве на июнь того же года.
Другая запись Ильфа: «Вечерняя газета писала о затмении солнца с такой гордостью, будто сама его устроила».
Гроб несут на руках...
Боевого салюта раскаты...
И затмению Солнца
Сопутствует сумрак утраты.
Это - концовка стихотворения Михаила Светлова, опубликованного в «Правде» в день похорон Горького, умершего на следующий день после солнечного затмения.
А вот по части третьего события, повергшего в переживания Илью Арнольдовича Ильфа, обойдемся без фотографий. Ограничимся июньским сообщением Совнаркома СССР за 1936 год, задолго до которого была организована широкая поддержка женщинами нового проекта об отмене абортов. В тексте постановления говорится, что советское правительство пошло «навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин». «Правда» сообщала: «В то время как все буржуазные страны мира не знают, куда девать своих людей, где найти им работу, чем накормить, нам людей не хватает. Нам так много надо сделать! Нам нужны все новые и новые борцы — строители этой жизни. Нам нужны люди. Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма. Аборт — это злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личными интересами, а не жизнью коллектива».
* * *
Хотя с тех пор прошло восемьдесят лет, Ильф и в 2016 году мог бы сделать точно такую же запись.
Несмотря на то что в России уже нельзя выписывать рецепты на препараты с романтическим названием «беби-капут», совсем недавно депутат Мизулина внесла в Думу ряд законопроектов о запрещении абортов.
О затмении. Затмение солнца произошло в Москве 9 марта 2016 года. А вот в затмении умов Ильф мог бы убедиться, посмотрев какое-нибудь ток-шоу на канале "Россия", НТВ или на Первом.
В 1936-м году он сделал такую запись: «В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот, радио есть, а счастья нет».
Сегодня он, наверное, добавил бы: «Вот телевизор есть, а счастья нет: только и слышишь - распылить, уничтожить, нейтрализовать, ликвидировать, предатель, пособник, агент. Чем больше всё меняется, тем больше всё остается по-старому».
Ну а по части шахмат, Ильф, посвятивший им несколько страниц бессмертного романа, сам (или вместе с другом и соавтором Евгением Петровым), выйдя на бульвары июньской Москвы, может быть, соблазнился бы сыграть на открытом воздухе партийку-другую.
Очень многому, написанному восемьдесят лет назад, можно найти аналог сегодня. А какое-то выражение или просто словцо наполнилось новым смыслом, заиграло живыми красками.
В тех же записных книжках Ильи Арнольдовича Ильфа можно прочесть короткое: «Блин», повесть. Согласитесь, что сегодня эта запись звучит как-то по-другому. Или я не прав?
* * *