Найти в Дзене

Что означает слово "демон" и что такое экзорцизм в изначальном смысле

Оглавление

Демоны держат нас в плену. Не в буквальном смысле, не в виде демонов вашей души, а в самом понятии демонического. Демоны преследуют наши телевизоры, нашу литературу, нашу музыку и наше искусство, и, поскольку они имеют такой огромный культурный след даже в этот якобы научный век, существует множество неправильных представлений о них.
Возьмем, к примеру, понятие имен демонов. Прошло более десяти лет с тех пор, как я собрал более 1500 собственных имен демонов в своем Словаре демонов, опираясь на источники, в основном из гримуаров Западной Европы. И все же единственный самый частый вопрос, который я все еще получаю десять лет спустя: призову ли я демонов в свою жизнь, если прочту гримуар.

Это мощный фольклор. Идея о том, что вызов может происходить просто путем произнесения или даже чтения имени демона, была захвачена и увековечена в фильмах, книгах, реалити-шоу - и она полностью ложна.
Итак, давайте разберемся, почему у нас такое повсеместное убеждение в силе демонических имен.

Происхождение демонов

Большинство людей, читающих это, независимо от их личных убеждений, вероятно, сначала столкнулись с концепцией демонов через призму христианства. Большинство современных изображений демонов сильно христианизированы, будь то демонология Библии или изображения демонов в таких творческих произведениях, как «Ад» Данте и «Потерянный рай» Мильтона. Но христианские (а затем и мусульманские) представления о демонах находились под влиянием еврейской демонологии, а еврейская традиция, в свою очередь, находилась под влиянием различных культур Древнего Ближнего Востока. Особый интерес для нашего вопроса о демонических именах представляют культуры древней Месопотамии.

В стране между реками Тигр и Евфрат, задолго до того, как царь Соломон даже задумал построить храм, цивилизация Шумера выросла и процветала. Это была страна клиновидного языка, клинопись, обожженная в глиняные таблички и сохранявшаяся на протяжении тысячелетий, страна ступенчатых пирамидальных храмов, называемых зиккуратами, куда великие цари восходили в поисках сновидений богов.
И это также была земля, кишащая демонами, если верить письменным источникам. Прежде чем мы сможем должным образом изучить, почему имена демонов были так важны для шумеров (и их культурных наследников Вавилона и Аккада), мы должны сначала понять, что они на самом деле имели в виду под этим словом.

Начнем с того, что «демон» - это наше слово, а не их, и оно происходит от греческого. Греческий демон был не проклятым существом, а чем-то, что мы могли бы понимать сегодня как более близкое к духовному наставнику. Не люди и не одни из богов, демоны Древней Греции были хранителями, духами-покровителями, а иногда и нарушителями спокойствия человечества. Несколько выдающихся древних фигур открыто признались, что работали с личными демонами в совершенно конструктивном ключе. Среди них был известен греческий философ Сократ, который считал, что проницательность своего демона является ключевой частью его собственных замечательных знаний.

Когда пришло христианство, многие Священные Писания были написаны на греческом языке. В этих Священных Писаниях слово демон применялось не к нейтральным духовным сущностям, а к устрашающим существам, которые действовали вопреки воле Бога. Благодаря такому использованию наше современное понимание слова было преобразовано - и теперь мы применили это слово к огромному и разнообразному собранию существ из древнего мира, часто не обращая внимания на нюансы, которые когда-то существовали в этих культурах.

В месопотамских преданиях сущности, которые коллективно представлены под современным термином «демон», включают монстров, олицетворение природных сил, болезней и злобных детей богов.

Как объединять так много разных вещей под одним ярлыком? Ответ непростой. По крайней мере, часть этого ответа сводится к преимущественно христианской линзе, через которую в настоящее время преломляется вся литература. Однако есть также элемент того, как сами жители Месопотамии подошли к этим существам, которые зависят от концепций одержимости и экзорцизма.

Одержимость

Для жителей Месопотамии грозные духовные существа были способны нападать на смертных и овладевать ими. Многие из них были вынуждены сделать это, как своего рода космический смысл существования. Через одержимость эти существа принесли страдания смертному человечеству. Одним из немногих способов избавиться от этих страданий было изгнание нечистой силы, практика, которая практически не изменилась на протяжении веков.

Целый класс священников посвятили работу обрядам изгнания нечистой силы, и сохранились многочисленные таблички с подробным описанием формул и молитв, используемых для изгнания злых духов (тексты Маклу содержат несколько действительно забавных примеров, хотя надежные переводы может быть сложно найти за пределами академических кругов).

Экзорцизм

Ключевой аспект этих древних обрядов экзорцизма вращался вокруг имен демонов. Знание имени существа, причинившего вред, было важным шагом в получении контроля над этим существом. Имя позволяло ритуалисту призывать, принуждать, изгонять и связывать сверхъестественную силу, поражающую одержимых. (Собственные имена божеств или другие апотропные силы также сыграли важную роль в разрыве хватки этих злых духов, элемент экзорцизма, интуитивно вызываемый современными христианскими фразами вроде: «Сила Христа побуждает вас!»)

Часто имя демона было синонимом бедствия, навлекшего на человечество, и поэтому имя демона также было своего рода диагнозом. Важно помнить, что в мире Древнего Ближнего Востока было очень мало различий между тем, что мы в настоящее время считаем магией, и медициной. (Это одна из причин, почему так трудно отделить современные представления о физических недостатках или психических заболеваниях от древних представлений о демонической одержимости: в мире Древнего Ближнего Востока эпилепсия была демоном; шизофрения была демоном; даже столбняк был демоном, и методы выявления и лечения этих недугов были неотделимы от магических ритуалов, используемых для изгнания демонического влияния).

Такой подход к именованию демонического был широко распространен во всем мире Древнего Ближнего Востока и впоследствии нашел отражение в коптских, герметических, соломоновых и библейских текстах. В «Печати Соломона», например, библейский царь вызывает почти бесконечное шествие демонических существ. Он допрашивает каждого, требуя их имен, а также имен небесных существ, которые их сдерживают. Вооруженный этим знанием и подаренным ему Всевышним кольцом с печатью, он либо заставляет этих демонов строить свой храм, либо запечатывает самых опасных из них.

Печать Соломона (иногда также представлена под названием Премудрости Соломона) влиятельный текст, который, вероятно, был написан в последние несколько веков до нашей эры — поворотный момент для развития того, что мы понимаем, как Западная магическая традиция.

Возможно, этот текст является самим семенем соломоновых традиций в западной магии, и он дал начало богатой литературе гримуаров, которые распространились по Европе в средние века и в эпоху Возрождения. Эта соломонова традиция гримуаров (магических книг) подняла значение демонических имен, соединяя их также с сигилами, подобные которым ярко проиллюстрированы в более поздних произведениях, таких как Ars Goetia. Соломонова система демонической магии пронизывает христианские, иудейские и мусульманские традиции и влияет на них, влияя на народные верования и тексты, смежные с Библией.

Примечательно, что католический ритуал экзорцизма, также известный как римский ритуал, содержит язык, который почти неотличим от наставлений, используемых для принуждения и контроля над демонами в магических книгах, таких как Гептамерон.

Наше понимание того, что такое демоны и как мы можем противостоять их действиям, не является простой нитью, возвращающейся только к текстам христианства. Несмотря на то, как демоны изображаются в нашем современном искусстве и средствах массовой информации, представления о рае и аде, проклятии и искуплении и даже о царственной роли сатаны стали появляться в этой картине относительно недавно - и это, конечно, не вся история. Если мы хотим понять наше культурное наследие демонологии, мы должны глубоко погрузиться во все синкретические верования, которые дошли до нас из греческого и римского мира и других стран. Имена являются частью этого, и если есть одна тема, которая остается неизменной до тех пор, пока мы можем копаться в письменных свидетельствах о демоническом, это то, что имена обладают магической силой. Знать имя существа — значит знать его сущность, и в этом знании обеспечите некоторую защиту от его вреда.

наш сайт

группа вк

фейсбук

ютуб