Давно хотел написать статью о «голосе поколения» — Константине Никольском, но всё как-то было не в досуг. Но видимо пришло время написать об этом удивительно талантливом человеке. Тем более, что ему исполнилось в этом году 1 февраля 70 лет! Он известен как сольной карьерой, так и своим участием в ансамблях «Атланты», «Осколки Сикорского» (со временем группа была переименована в «Счастливое семейство»), «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Фестиваль», «Зеркало мира», а также в группе «Воскресение».
Наверное, нет человека на постсоветском пространстве, который бы не слышал его песни. Да, его тексты и лирические гитарные композиции невозможно спутать с другими рок произведениями — его талант и титанический труд произвели на свет гениальные композиции, равным которым в русском роке практически нет. И не спроста его называют голосом поколения, я бы добавил обманутого поколения, как пел Игорь Тальков. Константину удалось выразить неизречённые мысли миллионов. Вот в этом и есть секрет его успеха.
Когда читаешь статьи о Никольском, то в сотый раз наталкиваешься на описание его биографии и пары-тройки предложений от автора. Видно, что авторы далеки от понимания его текстов. Мы же попробуем написать биографию его внутреннего мира.
Творческое наследие
Трагическое миросозерцание рушащегося мира отражено в песнях «Музыкант» и «Я сам из тех». В последней из них есть строчка: «Я добрый, но добра не сделал никому». Вот в этой фразе практически весь Никольский — стремление делать добро не увенчалось успехом, — мир любит зло.
Да, сколько не подсовывай свинье цветы — она их съест, и не оценит их красоты, да и вкусовые качества не произведут на неё ни малейшего впечатления. И вот здесь понятно почему русский рок умер, по словам того же Никольского. Ведь миру нужен музыкальный фаст-фуд, ему нужно просто набить брюхо-ум чем-нибудь, а чем именно уже не важно. Вот почему люди тащатся от хитов Моргенштерна и подобной низкопробной музыки. Вот почему о них можно сказать словами поэта:
Я сам из тех, кто спрятался за дверью,
Кто мог идти, но дальше не идёт,
Кто мог сказать, но только молча ждёт,
Кто духом пал и ни во что не верит.
А вот куплет из песни «Музыкант»:
Вокруг тебя шумят дела, бегут твои года.
Зачем явился ты на свет, ты помнил не всегда...
Звуки скрипки все живое, спящее в тебе разбудят,
Если ты еще не слишком пьян...
Этот текст песни как никакой другой показывает всю трагедию современного поколения — загипнотизированное бредом политиков, олигархов и подпевающих им батюшек всех конфессий, — оно духовно спит, и как лунатик несёт на своих плечах своих кровопийц к их светлому будущему, точнее настоящему.
Поэтическое мастерство
В песне «Мой друг художник и поэт» есть фраза «весёлых красок болтовня». Редко кто замечает этот и другие гениальные поэтические приемы. Перевести изображение в звук — краски превратить в «болтовню», - ну это уже заоблачная высота!
Волшебство аккордов
Но тексты Никольского ещё и магически гармонируют с его мелодиями. Вообще это большая редкость, когда поэт может дополнить свои мысли и чувства фантастической гармонией звуков. Ещё больше поражает то, что в консонансы (так называемые три аккорда попросту говоря) гармонически вплетаются диссонансы (неблагозвучные аккорды, если попытаться объяснить непосвящённым в музыку). И вот именно в этом суть мастерства передачи состояния души. Единицы музыкантов владеют этим даром, к их числу, несомненно, относится и Константин Никольский.
Современные музыканты делают упор или на консонансы, или на диссонансы. Первые — это, как правило, поп-музыканты, а вторые рэп-исполнители и представители тяжёлого рока. Но лишь в редких исключениях композиторы этих направлений смогли достигнуть гармонии консонанса и диссонанса.
Продолжение следует.