Найти тему

Крепость семнадцатого века и её обитатели в двадцать первом столетии.

Россия, двадцать первый век, просторы крупных городов забиты домами-муравейниками по две сотни квартир на подъезд, в малых городах прилегающая территория разрастается жилыми комплексами, в каждом дворе есть все, что обеспечивает комфорт детям и их родителям, в каждой квартире индивидуальное отопление, пожарные гидранты. Мир благоустройства растет, словно плесень на сырой буханке хлеба.

Оглянитесь вокруг, шаг без сопровождения чего либо, что может его облегчить, практически невозможен. Маршрутный транспорт во все углы, все возможные услуги в сети, такси, электросамокаты, дом без лифта превращается в некое подобие древнего мифа. Отключение горячей воды на целый сезон для многих уже становится байкой у костра.

Человейник - человеческий муравейник, многоэтажное здание.
Человейник - человеческий муравейник, многоэтажное здание.

Спроси прохожего на городской улице: “А может ли где-то еще гражданин жить без всего этого?”. Предположить, разумеется, можно, что “да, может!”.

И это верно.

Для начала, окунемся в полную грустного очарования историю глубинки нашей Родины.

Как художник пишет свою картину, так мы будем рисовать в уме наше повествование. Общий фон восемнадцатый век, просторы России заполнены усадебными участками, каждый из которых принадлежит определенному знатному роду. На холсте появляется Смоленская губерния. Швейцарский архитектор Доменико Жилярди ведет проект строительства усадебного комплекса для дворянина Ивана Ивановича Барышникова.

Живописный пейзаж наполняет наше полотно. В центре - главный усадебный дом, вокруг идет строительство флигелей, музыкального павильона, библиотеки, школы крепостных художников и музыкантов, церкви и больницы. Цветет ковровая дорожка плодовых садов для музы созерцания. Серебряным дождем струится вода в каскадных прудах. Холст истории наполняется красками, появляются конный завод и писчебумажная фабрика.

-3

Неоклассицизм во всей красе. Идиллия архитектуры.

Одну из построек былого величия рисуем на первом плане. Это Андреевская крепость. По сути оборонительным сооружением она не является. Согласно многим источникам, это конный двор выполненный в “крепостном” стиле. Чем же столь интересен конный двор? Неосознанно он оказался вложением в крайне далекое будущее.

И вот мы снова в двадцать первом столетии. Без особой спешки, выдвигаемся в сторону села Алексино Смоленской области. У нас историческое путешествие и неплохо добавить щепотку еще одной эпохи. По трассе вдаль нас уносит автомобиль двадцатого столетия. Режим машины времени запущен и мы оказываемся в забвении восемнадцатого века, среди руин которого скользит быт современности.

Ряды сельских домов и огородов, люди двигаются по траектории своих забот. Среди старых яблонь, веревок с одеждой, топчущихся кур, узкий участок битого советского асфальта подводит к замерзшей навечно усадьбе Барышникова. Основное здание окружают мертвецы канувшей эпохи дворцовой романтики. Каменные амбары, остатки построек фабрики, погребенные в нуждах местного населения библиотека, музыкальный павильон и флигель.

-4
-5
-6
-7
-8

Увиденная картина вынуждает отложить яркие краски от холста. Перед нами печальный натюрморт, где с прекрасной вазы осыпается глазурь, а цветы давно увяли и роняют на пол последние высохшие лепестки. Рука реставратора никогда не касалась этого места. Стоит лишь выйти за пределы индустриального комфорта и мы лицезреем архитектурное кладбище.

-9
АЗЛК 2140 Москвич - представитель от двадцатого столетия на фоне парадного входа в храм великолепия семнадцатого века. Страны нет, завода нет, а этот железный конь все еще катается по пережиткам прошлого.
АЗЛК 2140 Москвич - представитель от двадцатого столетия на фоне парадного входа в храм великолепия семнадцатого века. Страны нет, завода нет, а этот железный конь все еще катается по пережиткам прошлого.
Припарковался во дворе усадьбы (вид из окна одного из залов).
Припарковался во дворе усадьбы (вид из окна одного из залов).
Над парадным входом нависает шикарный чугунный балкон.
Над парадным входом нависает шикарный чугунный балкон.
Окна стучат об стены, толкаемые сквозняком, что воет с намеком на романтику фильмов ужасов о приведениях.
Окна стучат об стены, толкаемые сквозняком, что воет с намеком на романтику фильмов ужасов о приведениях.
-14
-15
-16

Автомобиль двадцатого века пересекает мост через заболоченный водоем. Вода покрыта толстым слоем тины, а над краями берегов склоняются деревья-старожилы. Мы у ворот Андреевской крепости. Той самой крепости, что волей случая построена с вложением на несколько веков вперед. Сквозь выпавшие участки кирпичных стен белыми пятнами светятся пластиковые окна. В уцелевших башнях устроены подъезды. Скелет древнего хозяйственного комплекса производит дрова на отопление. Вот она обратная сторона медали столетия комфорта, огромных городских муравейников и уютных жилых кварталов. Осыпающаяся постройка семнадцатого века, где ютятся люди без каких-либо удобств. Во дворе, как и в любом городском квартале, припаркованы машины. Вдоль стен огорожены окультуренные участки земли с теплицами. Эти люди нашли свое место. Здесь их дом. У каждого свое понятие комфорта, однако, кажется мне, они были бы не против пожить в муравейнике с индивидуальным отоплением…

-17

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Это место оставляет на душе тоску. Хочется верить, что когда-нибудь хороший человек проникнется этой историей и рука реставратора таки дотянется до имения Барышниковых. Ведь какой туристический потенциал теряет этот край. С билетов на экскурсии можно отстроить тут уютный муравейник...