Первые большегрузные автомобили с эмблемой зубра вышли за ворота только что отстроенного Минского автозавода в 1947 году. Однако МАЗ-200 не был собственной разработкой белорусского предприятия. Первый большегруз СССР начали проектировать и производить в Ярославле.
В 1943 году, когда наступил коренной перелом в войне, советской стране потребовалась новая мощная машина, которая будет работать на восстановление народного хозяйства.
В то время на Ярославский автозавод по программе ленд-лиза поступило машиностроительное оборудование, детали и документация из США. Это существенно облегчило задачу по созданию нового грузовика. Но не хватало материалов, тем не менее первый прототип был готов к концу декабря 1944-го года. Он получил рабочее название ОП-200.
Не секрет, что советский автопром, со времени своего появления, черпал идеи у зарубежных производителей, а то и просто копировал модели, дорабатывая их под наши суровые условия. Без этого не обошлось и здесь, новая машина стала почти точной копией американского GMC 803. Грузовик оснастили кабиной от американского «бульдога» MACK L 1940-го года выпуска. Двигатель ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с. создали на основе GMC-4-71, а тяжелые дисковые колеса позаимствовали у «Мерседеса L4500.
Грузовик после успешных испытаний уже под именем ЯАЗ-200 был представлен высокой правительственной комиссии в начале 1945-го года. Машина получила одобрение, Ярославскому автозаводу было поручено производство нового 7- тонного грузовика в количестве 25 тысяч машин в год.
Истощенная за годы войны промышленность Советского Союза не могла осилить такой объемный госзаказ на одном предприятии. В первые 5 лет производства план по выпуску грузовиков ЯАЗ-200 выполнялся максимум на 70%. Помог новый Минский автозавод, на нем в 1947-ом году началось пробное производство этих автомобилей под маркой МАЗ-200.
Не хватало стальных листов для кабин, поэтому в изначальную конструкцию внесли изменения, кабина стала деревянной, снаружи её обшивали тонкими железными листами. Серийный выпуск 200-ой модели продолжался на Ярославском автозаводе. До 1952-го, тогда вся проектная документация была передана минчанам. За год до этого вступила в строй вторая очередь предприятия и на заводе было запущено крупносерийное производство новых МАЗов с эмблемой зубра по бокам капота, у Ярославской модели был медведь непосредственно на капоте.
Машины двухсотой серии этих двух заводов особых технических различий не имели. Кроме разных эмблем отличалась решетка радиатора, на Ярославской машине она была горизонтальной, у Минской – вертикальной.