«Мы будем прививаться только иностранной вакциной» - сказали мне на днях знакомые, которые ни разу в жизни не были за границей. Этот постулат заставил меня задуматься – нет, не о вакцинации, будь она неладна – а о том, откуда взялся этот парадокс: абсолютное доверие к товарам/услугам из-за рубежа со стороны людей, которые никогда за пределы Родины не выезжали.
Я до пандемии часто путешествовала, и мир этот, разнообразный и странный, мне однозначно нравится. Но такого, чтобы хотелось сказать: «вот она, рыба моей мечты, хочу тут жить» – не было ни разу. Если приехать не просто туристическим тюленюшкой, а немного полюбопытствовать о культуре, быте и экономике любой страны, всплывает много чего: высокие налоги, платные медицина и образование, суровые законы, банальное отсутствие урн на улицах. И становится неуютно русской душе, и хочется назад к тринадцати процентам подоходного. Откуда же берется у людей не путешествующих эта вера в прекрасное далеко?
Был у меня в университете преподаватель по международным отношениям (назовем его условно Иваном Ивановичем). Препод был совершенно чудной - штаны натягивал до подмышек и зачем-то постоянно протирал парты студенческими курсовыми, но главной его особенностью была фанатичная любовь к Америке. В которой он, конечно, никогда не был, но беззаветно любил и верил всей душой в этот рай на земле. По мнению Иван Ивановича, Бог создал Америку по своему образу и подобию, чтобы подчеркнуть несовершенство и убогость окружающего мира, а особенно России, в которой по нелепому стечению обстоятельств Иван Иванович родился и жил.
Ивана Ивановича приводило в восторг абсолютно все американское: пластиковая посуда, боевики, режим тюрьмы Гуантанамо, поп-культура, но вершиной эволюции и символом свободного американского общества для него был Макдональдс. Его рассказы про незамысловатый фаст-фуд были наполнены таким вдохновением и вкусом, какие и не снились мишленовским ресторанам: «Символом Макдональдса стал веселый клоун – Рональд Макдональд! А вход в ресторан украшают две золотые арки!»
«Погодите, Иван Иванович, – резонно возмущались мы, - это не золотые арки, это желтая буква «М»! «М» - в смысле Макдональдс!»
«Нет, - твердил глухой к нашему скудоумию Иван Иванович, - ЭТО. ДВЕ. ЗОЛОТЫЕ. АРКИ»
Вспоминать это смешно и по-доброму грустно. Наверное, таким людям всегда нужна сказка. Изумрудный город, волшебный лес.
Вера, что есть такое место на земле, где все идеально, и пусть не здесь, но оно существует, и к нему можно прикоснуться, если купить оттуда джинсы или духи – как амулет, который защитит тебя от суровой реальности.
Место, куда стремишься всей душой, и куда никогда не дойдешь.
И поэтому не будешь в этой сказке разочарован.