Вот фраза, которую каждый хоть раз мысленно говорил сам себе: «Я никогда не сделаю это так хорошо, как он, потому что у него талант, а у меня его нет». Интерпретаций масса, а суть одна. В зависимости от развития способности к самовнушению, так можно «докатиться» и до комплекса неполноценности, причина которого надумана, и это я проверил на себе.
Середнячки
Когда я учился во втором классе, родители записали меня в музыкальную школу на класс фортепиано. Тогда это было модно, причем мое желание никого не интересовало.
Занятия в «музыкалке» были для меня пыткой: я учил гаммы и аккорды, через силу занимался сольфеджио, пытался проигрывать небольшие произведения и даже один выступал на концерте, но звезд с неба не хватал. И понимал: не мое это.
В старших классах играл в футбол за школу, в институте вошел в состав сборной и участвовал в товарищеских матчах. Но Марадоны из меня не вышло. Играл я, по словам тренера и коллег по команде, чаще средне. А иногда и вообще никак.
Вот так я в своих собственных глазах превратился в «середнячка», у которого нет ни к чему таланта: неуверенного в себе, постоянно сомневающегося и рисующего картины бесперспективного будущего.
Откуда берется талант
Из-за отсутствия у меня какого-либо таланта я переживал до тех пор, пока не наткнулся на одну любопытную статью.
Описывался научный эксперимент, проведенный над несколькими группами музыкантов, обучавшихся в Миланской консерватории им. Дж. Верди в течение нескольких лет. Ученые фиксировали время репетиций, на которых занимались студенты. А затем сравнили итоговые цифры с показателями рейтинга.
Оказалось, что наивысшего показателя, означающего наличие таланта, добились те, кто провел за музыкальным инструментом 10000 и более часов.
А значит, это не врожденное качество, а отточенные до совершенства навыки и знания, приобретенные в результате длительного и кропотливого труда, причем прежде всего над собой. Чтобы стать талантливым в какой-то сфере, нужно много работать с полной самоотдачей.
Как развивать мастерство
В дальнейшем этот принцип я взял себе за правило. Устроившись на работу, решил овладеть всеми профессиональными тонкостями моей специальности: уходил позже всех, изучал документацию в выходные. Начинал рядовым сотрудником, и с первого дня старался делать немного больше, чем другие, проявлял инициативу.
В результате чего через два года стал руководителем подразделения.
А коллеги, занявшие позиции «середнячков», оказались моими подчиненными. Хотя мы пришли почти в одно время. А еще я сейчас великолепно играю на фортепиано. Поставил себе цель, кое-что вспомнил и теперь каждый вечер сажусь за клавиши.
А знакомо ли вам чувство собственной неполноценности? Как победили и какие проблемы остались?