Найти тему
КиноНытик

Алексей Герман-старший: «Люди, хвалившие «20 дней без войны» после «Лапшина» пылали гневом»

Великий режиссер отечественного кино Алексей Герман-старший снял за свою жизнь пять с половиной фильмов: вместе с Григорием Ароновым он дебютировал с кинолентой «Седьмой спутник». Позже он самостоятельно снял несколько кинофильмов, каждый из которых стал событием. Это «Операция «С Новым годом!» 1972 года (15 лет пролежал на полке), «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» и уже российские его фильмы «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом».

Каждый фильм Германа ругали и хвалили, это не массовое кино, это настоящее искусство, а его принято ругать тем, кто не понял.

-2
- Мне много раз приходилось слышать, что в «Лапшине» я оболгал 30-е годы. Люди, не устававшие хвалить «Операцию «С Новым годом!», принимавшие «Двадцать дней без войны», на этот раз пылали гневом: «Мы жили по-другому! Все было по-другому» Не было таких улиц! Не было таких ужасных квартир!». Какая-то женщина кричала на меня прямо из зала: «И это во времена «Волги-Волги»! - говорил в 1986 году режиссер. – Что значит по-другому? Может ли быть время, когда люди не влюблялись бы, не знали меланхолии, боли. Душевной усталости? Другое дело, что существовал некий общераспространенный стиль поведения перед камерой, перед журналистом, друг перед другом.

По словам Алексея Юрьевича, тогда, в 30-е годы было принято ходить, расправив плечи, держать высоко голову – так вели себя киногерои. Но это не значит, что так вели себя все и всегда. Часто этот стиль был выдуман, а бодрость часто была показной. В главном же люди жили тогда тем, чем живут и сейчас.

Хроника журналов, газет и кинолент совсем не отражает реальной жизни.

-3
- Приукрашивание жизни часто приобретало характер карикатуры. Нам попадалась при подготовке к съемке фильма «Проверка на дорогах» трофейная кинохроника с партизанами, захваченными в плен. Что вы думаете, они с ними делали? Они их … сажали в автобус. Не правда они трогательно? – говорил режиссер. – Мы разыскали фильмы технические, где немецкие операторы не заботились о том, соответствует ли выражение лиц или внешний вид попавших в кадр людей пропагандистским требованиям вермахта. Люди там вообще не главное, они видны лишь где-нибудь на втором плане. Но именно поэтому здесь находились потрясающие свидетельства о людях, которых никогда не удалось бы найти в парадной хронике.

По словам Германа-старшего, в качестве примера можно привести съемки строительства водопровода на Лиговке в 1935 году. Тогда фотографов интересовал водопровод, но в кадр попали шедшие мимо люди.

-4
- Они не знали, что их снимают. На этих фото вы не найдете полосатых спортивных маек и бодро расправленных плеч. Это жизнь. Такая, какая она в повседневности, а не на экране «Волги-волги». Мы не искажали правду, - заключил режиссер.

Он так и снимал – долго изучал, искал правду, скрытую от широкого взора, и как редкие металлы время от времени открывал ее сначала для себя, а потом для зрителя. А зритель часто не принимал, потому что правда эта оказывалась сложной, тяжелой и очень неоднозначной.

Подписаться на канал «КиноНытик»