Спор о личности и национально принадлежности Рюрика идет уже несколько веков. Многие придерживаются так называемой "антинорманской" теории из соображений, что скандинав в роли основателя Русского государства - это что-то позорное, и что славянское население в принципе не могло принять чужеземца как своего вождя. Я же сегодня расскажу, почему это мнение несостоятельно.
1. Данные археологии
Раскопки в Новгороде, Пскове, Киеве, Чернигове обнаружили большое количество скандинавских вещей в тех местах, где существовали древние поселения времен Рюрика и позднее. В Торжке, на Ладоге, в самом Новгороде и других древнерусских землях в общей сложности было найдено более 1200 скандинавских артефактов, начиная от оружия и заканчивая предметами быта и культа. Более того, на раскопках древнейших из русских городов найдено более 100 образцов граффити, которые записаны древнескандинавскими рунами. Подобное количество артефактов из столь древней эпох говорит о том, что славяне не просто торговали со скандинавами, а жили с ними бок о бок, а значит, скандинавское происхождение Рюрика для тех мест перестает быть чем-то из ряда вон.
2. Языковое влияние
В древнерусском языке, а через него в современном русском, сохранились следы сильного влияния древнескандинавского. Многие "исконно русские" имена на самом деле - калька со скандинавских аналогов: Игорь - Ингвар, Олег - Хельги, Ольга - Хельга, Рогволод, Аскольд, Рюрик - Хрорек. Скандинавское происхождение имеют такие древнерусские слова, как вира, ябедник (чиновник), тиун, варяги, кнут, пуд, якорь и многие другие. Влияние было настолько сильным, что заимствовались не только слова, но даже имена, а это могло происходить только при очень тесном соприкосновении двух культур.
3. Данные исторических источников
"Повесть временных лет", из которой черпают львиную часть информации о появлении Рюрика на Руси, сама говорит о том, что Рюрик пришел княжить из-за моря. Версия о происхождении Рюрика из славянского племени ободритов разбивается тем фактом, что он в самом тексте летописи назван варягом, которых летопись описывает так: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си». Из этой цитаты видно, что к варягам причисляли шведов, норманнов (урманов) и англичан, но никак не славян.
Наконец, исторические источники Западной Европы и Византии тоже идентифицируют варягов именно как скандинавов, не оставляя пространства для маневра антинорманистам. Лишь редкие арабские источники ставят варягов и славян вместе, но даже в этом случае они выделяются в отдельную от чисто славянского населения группу, что само по себе примечательно.
4. Исторические процессы той эпохи и миграции скандинавов
Весь IX век - время, когда возникла Русь - была периодом небывалой до того активности скандинавов во всей Европе. Скандинавы из разных племен, которым было тесно в рамках своей недружелюбной родины, везде искали себе новые места для жизни, торговли и грабежа. Многие скандинавы в поисках лучшей доли переселились в Англию, Ирландию, Францию, Фрисландию и даже Италию. Они основали там свои колонии, которые в конечном итоге перемешались с местным населением и внесли немалый вклад в формирование их облика, обычаев, языка. С учетом подтвержденных контактов славян Древней Руси со скандинавами, активной торговли на пути "из варяг в греки" присутствие скандинавов и попытки отдельных военных вождей вроде Рюрика основывать собственные колонии и государства представляются весьма вероятными, так как все эти действия характерны именно для скандинавского духа. В конкуренции с таким суровым народом непонятным славянским наемникам зачастую вовсе не оставалось места.
Таким образом, с учетом всех этих фактов, становится очевидным то, что Рюрик был скандинавом, и этот факт вообще никак не "портит" историю или накладывает на нее какую-то "тень", Нет ничего предосудительного или ненормального во взаимодействии культур и этническом смешении, подобно тому, что происходило между норманнами и славянами в IX-XI веках.