#csc_frantz
#csc_festivities
(06.07.2021)
Примерно сейчас начинается первый сеанс Канн-2021, и хочется от всей души пожелать Леосу Караксу удачи. Фильмы, открывающие Канны, обычно ничего не получают на раздаче и иногда получают по шапке от критиков, но Леос явно найдет своего зрителя. А пока вспомним его первый визит в конкурсную программу Канн.
В 1999 году Каракс привез свой четвертый фильм (а сейчас показывает шестой, что за темпы у человека) на Круазетт, но в тот год на уме у публики и жюри было другое, и он остался без призов. Спустя 22 года сложно сказать, задолжали ли ему (все-таки конкурс был очень сильный), но точно можно, что фильм смотрится хорошо, и на фоне каннских фильмов не теряется. Другой вопрос, насколько он ценен в общей фильмографии Каракса, но у него не так много работ, чтобы можно было просто отмахнуться от менее прорывной.
История юного буржуа, написавшего одну успешную книгу и решившего, что он писатель, не могла закончиться хорошо и без вмешательства потерянной родни, но в комплексе все получается совсем печально. Пьер, по сути своей абсолютный ребенок, всю жизнь провел в пузыре - достаток, кузина-невеста, возможность свободно заниматься писательством. Но так получилось, что его потянуло во внешний мир, за пределы шато и материнской утробы. И вот тут-то выяснилось страшное: классовые рамки могут оказаться роковыми. Он совершенно не приспособлен к жизни, а научиться этому не может - то ли слишком поздно взялся за ум, то ли не так скроен. Это видно и в его истеричном общении со всеми, кем он недоволен, и в действиях (и бездействии), которые вредят его самым близким людям, и особенно в отношениях с женщинами. Инцест становится абсолютно закономерным для юноши, который и так собирался жениться на кузине, но куда важнее тот момент, что таким образом он остается в другом, более важном пузыре - внутри своей семьи. Вне его все-таки слишком страшно.
Нельзя написать великий роман о правде жизни, если ты ее не видел и вряд ли увидишь со своей колокольни. Бунт не ценен сам по себе, и особенно вреден, если он совершается ради конкретного человека. Даже если этот человек - самая соблазнительная и невероятная загадка, ответ на которую обещает тебе абсолютное счастье.
И, даже несмотря на проваленный первый монолог, Каракса легко понять. Катя Голубева была невероятной женщиной, и тем больнее от переклички ее судьбы в кино и жизни. Впереди были "Моторы", в которых Леос высказался, насколько мог. Кажется, в "Аннетт" он продолжит говорить о ней, и это тоже понятно. Главное, что свое бессмертие она уже обрела.