Об известных и крупных производителях мыла и парфюмерии в России Альфонсе Ралле и Генрихе Брокаре я уже рассказал. Сегодня настала очередь других, не менее известных волшебниках ароматов. Большинство парфюмеров были выходцами из европейских стран, прочно обосновавшиеся в России. Среди крупных парфюмерных компаний России конца XIX начала ХХ веков были - парфюмерная лаборатория Г. Голлендера, «Завод царского мыла», начавшие свою деятельность с производства фармацевтических товаров товарищества «Р.Кёллер и Ко» и «К. Эрманс и Ко», очень высоко ценилась в России и за рубежом парфюмерная продукция фабрики Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий с сыновьями». К крупным производителям относилась парфюмерная фабрика товарищества «Э. Бодло и Ко», (второе название «Виктория Регина»). Француз Эмиль Степанович Бодло был создателем знаменитого одеколона «Лила Флёри». Одеколо́н (фр. eau de Cologne - кельнская вода) и в России на флаконах писали «О – де – Колонъ».
Мыловары
В древности основным моющим средством служил щёлок - водный настой древесной золы. В бочку с дождевой водой насыпали древесную золу, настаивали и использовали как очищающее средство. Также мылись и квасной гущей. Для стирки белья запаривали картофельные очистки. В качестве мыла использовали жидкое овсяное тесто, основой которому были отвары различных растений.
Мыловарение как ремесло появляется в России в XV веке. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею», а в Москве в те времена существовал целый мыльный ряд. Ранее мыловареннное дело на Руси называлось «поташным»: срубленные деревья жгли в котлах тут же, в лесу, затем золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ. Умельцы допетровской эпохи научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров (говяжьего, свиного, бараньего сала). Для мягкости добавляли растительные масла, например, льняное. Постепенно ширилось количество мелких мыловаренных мастерских. Россия располагала всеми для этого ресурсами, в первую очередь, древесиной. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о более дешевом заменителе поташа. Но решен он был только к концу XIII века, когда французский химик Никола Леблан смог получить соду из поваренной соли.
Главным центром мыловарения был город Шуя. «Мыльное» дело в Шуе зародилось с начала 17 века. 28 марта 1638 года шуйскому воеводе Судакову была дана царская грамота «О дозволении тамошним жителям летом топить избы и мыльни». Спустя несколько лет, в Шуе действовало уже 11 мыловарен. Осваивалось производство жидкого зеленого (наподобие голландского) мыла «зейф». Именно тогда Шуя и стала главным центром мыловарения. Сама императрица Екатерина II подарила городу герб с изображением мыла в 1781 году. Кстати, в Шуе есть музей мыла.
С 1800 года началось кустарное производство мыла, первые фабрики начали появляться к концу восемнадцатого столетия. В 1839 году по распоряжению императора Николая I было создано общество для производства стеариновых свечей, олеина и мыла. Для этой цели был куплен свечной завод, получивший название «Санкт-Петербургский Невский завод». Кстати, на базе этого завода основано современное производство «Невская косметика».
В 1868 г. создается «Невское стеариновое товарищество», которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции «Товарищества» было присвоено 10 Гербов Российской Империи. В начале ХХ в. Товарищество было солидным предприятием: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую славу российским мыловарам принесло мыло «Нестор», получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке. Во время Первой мировой войны «Невское стеариновое товарищество» поставляло на фронт мыло, свечи, динамитный глицерин.
После революции и декрета о национализации предприятие было надолго законсервировано. Восстановление производства началось только 1925 г. В конце 20-х и в 30-е годы ассортимент мыла расширился, появились такие марки, как «Ленинград", «Нева», «Петергоф», «Шипр», быстро завоевавшие любовь покупателей. Качество продукции оставалось традиционно высоким: в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло «Нева» было отмечено Золотой медалью и дипломом.
До революции мыловаренное дело в России развивалось бурными темпами, крупнейшими центрами были Москва, Казань и Санкт-Петербург. К 1905 году в стране насчитывалось 50 предприятий.
Воронежский мыловаренный завод «Финист», основанный в 1891 году - единственный в России завод, который производит только мыло и действует до сих пор. Еще одно старейшее предприятие «Нижегородский масложировой комбинат», основанный в 1898 году - известно «Банным» мылом. В 1979 году было введено в эксплуатацию производство пищевых ПАВ - единственное в России.
До революции мыловаренное дело в России развивалось, крупнейшими центрами были Москва, Казань и Санкт-Петербург. К 1905 году в стране насчитывалось 50 предприятий.
Воронежский мыловаренный завод «Финист», основанный в 1891 году - единственный в России завод, который производит только мыло и действует до сих пор. Еще одно старейшее предприятие «Нижегородский масложировой комбинат», основанный в 1898 году - известно «Банным» мылом. В 1979 году было введено в эксплуатацию производство пищевых ПАВ - единственное в России.
Парфюмеры
В середине XIX века в Москву приехал молодой француз Адольф Сиу - он устроился работать на одно из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу открыл свое собственное дело - небольшую кондитерскую. Уже через несколько лет пирожные, печенье, шоколад и торты от «Сиу и Ко» ели в лучших московских кофейнях и кафе. К тому времени появившийся капитал позволил ему открыть дело своей мечты - парфюмерное производство. Духи выпускались под той же «кондитерской» маркой «Сиу и Ко».
В отличие от большинства конкурентов, Сиу сосредоточился на выпуске элитной парфюмерии. При этом его ароматы могла позволить себе девушка даже со скромным достатком. Принцип его коммерческой деятельности гласил: «Высокое качество — низкая цена». Бюджетные духи отличались от элитных не качеством, а стоимостью упаковки: один и тот же аромат был закупорен во флакон из чеканного серебра, другой - в скромный бутылек из стекла. Духи Сиу имели не на сладкие и удушающие ароматы, а были легких и холодных композиций.
Духи «Снегурочка» покорившего сердца тысяч дам по всей стране. Скромный и звонкий запах был воплощением молодости и чистоты. Но настоящая парфюмерная сенсация произошла, когда торговый дом «Сиу и Ко» выпустил аромат «Свежее сено». Его композиция раскрывалась нотами свежескошенной травы и полевых цветов.
К началу XX века парфюмерное производство «Сиу и Ко» достигло своего расцвета: на тот момент торговый дом производил более 120 разновидностей духов и 40 видов одеколона. Компания также выпускала подарочные наборы, в которые, помимо флакона с духами, входил одеколон, кусочек мыла и пудра. И все они были с одинаковым ароматом. Обороты фабрики (включая кондитерское направление) достигли четырех миллионов рублей в год.
Компания «Сиу и Ко» открыла несколько красивых магазинов в Москве, а в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и многих других городах работали официальные представительства. Огромные партии парфюмерных товаров «Сиу и Ко» доставлялись даже в Персию и Китай.
Владимир Феррейн был потомственным фармацевтом. Его отец Карл Феррейн владел одной из самых крупных аптек в Европе, где занимался продажей не только лекарств, а их созданием, причем на высоком уровне. У большинства людей фамилия Феррейн ассоциируется со знаменитой старейшей московской аптекой №1 на Никольской улице. Но Владимир Карлович Феррейн, был знаменит и как замечательный производитель парфюмерии. В самой крупной европейской аптеке того времени, которой являлась аптека на Никольской 23, можно было купить множество разнообразных духов, одеколонов и прочей парфюмерной продукции.
Когда Феррейн-старший отошел от дел, управление бизнесом перешло к его сыну Владимиру. И решил решил расширять семейный бизнес. Получив в банке ссуду под залог имущества, он начал открывать новые лаборатории, расширять штат, создавать курсы подготовки специалистов. В числе нововведений было и открытие парфюмерной фабрики, на которой, помимо собственно ароматного производства, были и косметический, стеклодувный, химический цеха. На собственных полях выращивались растения, из которых получали необходимое сырье. Таким образом, Феррейн не зависель от поставщиков и изготавливал духи полностью самостоятельно. В его аптеке на Никольской, 23 можно было купить абсолютно все товары, созданные на его фабрике, а к 1914 году «Товарищество В.К. Феррейнъ» ежегодно приносило уже сумасшедшие по тем временам 7 миллионов рублей.
Товарищество «С.И. Чепелевецкий с сыновьями» в дореволюционной России было одним из ведущих производств парфюмерии и косметики. Оно имело обширный ассортимент продукции высочайшего качества. Об этом свидетельствуют 5 золотых медалей на Всемирных торгово-промышленных выставках начала ХХ века, проходивших в Москве и городах Европы, включая Париж, Милан и Мадрид.
Начинал свое дело Самуил Чепелевецкий в 1871 году с небольшого участка на Таганке, в Лавровом переулке, где, поначалу организовал фабрику по производству недорого мыла. Бизнес был очень успешен, благодаря чему предприятие имело хороший доход и могло развиваться, постоянно увеличивая ассортимент производимых товаров, в частности, парфюмерии. Огромной популярностью у людей пользовались недорогие, но неизменно высококачественные духи и мыло «Цветущая сирень» и «Цветущий ландыш».
К началу ХХ века Торговый дом Чепелевецкого по масштабам был сравним с «Товариществом высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Его духи и косметика реализовывались в России, Китае, Персии (в том числе поставлялись ко двору шейха) и в других странах.
В рекламе парфюмерии обязательно указывали, чьим поставщиком является производитель. «Товарищество Брокар и Ко - придворные поставщики Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Саксен-Кобург-Готской и Королевского испанского двора»; «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко - придворные поставщики Высочайшего двора и Его Величества Шаха Персидскаго»; «Товарищество парфюмерной фабрики Чепелевецкий с С-ми - придворные поставщики Его Величества Шаха Персидскаго».
Почему-то, говоря о парфюмерии, мы чаще ассоциируем это с Францией, родиной изысканных ароматов. Однако когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая на равных конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Российские парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Так было в России дореволюционной.
Производство духов с 1917 года многие парфюмеры были высланы из страны, рецепты забыты, а технологии утеряны. Большинство фабрик были должны были выпускать только мыло и другие гигиенические товары первой необходимости.
Парфюмерную фабрику Чепелевецкого превратили в завод по изготовлению мыла «Профработник». Остроумов уехал из страны, а от его наследия почти ничего не сохранилось. Предприятие Адольфа Сиу получило название «Большевик», под которым и по сей день действует знаменитая кондитерская фабрика.
В национализированных производственных цехах «А. Ралле и Ко» еще какое-то время выпускали фирменный парфюм, а потом преобразовали предприятие в мыльно-парфюмерный завод №4. На сегодняшний день историю империи Ралле продолжает косметическая компания ОАО «Свобода».
В 1922 году фабрика Брокара тоже перешла к советской власти, сейчас она работает под названием «Новая Заря».
Ароматы, которые покоряли императоров и успешно конкурировали с зарубежными брендами, остались в Российской империи. С 1917 года отечественной парфюмерии так и не удалось даже приблизиться к тому уровню, на котором она была в XIX веке.
Публикации по теме: