Найти тему

Мыловары и парфюмеры.

Оглавление

Об известных и крупных производителях мыла и парфюмерии в России Альфонсе Ралле и Генрихе Брокаре я уже рассказал. Сегодня настала очередь других, не менее известных волшебниках ароматов. Большинство парфюмеров были выходцами из европейских стран, прочно обосновавшиеся в России. Среди крупных парфюмерных компаний России конца XIX начала ХХ веков были - парфюмерная лаборатория Г. Голлендера, «Завод царского мыла», начавшие свою деятельность с производства фармацевтических товаров товарищества «Р.Кёллер и Ко» и «К. Эрманс и Ко», очень высоко ценилась в России и за рубежом парфюмерная продукция фабрики Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий с сыновьями». К крупным производителям относилась парфюмерная фабрика товарищества «Э. Бодло и Ко», (второе название «Виктория Регина»). Француз Эмиль Степанович Бодло был создателем знаменитого одеколона «Лила Флёри». Одеколо́н (фр. eau de Cologne - кельнская вода) и в России на флаконах писали «О – де – Колонъ».

Так выглядели флаконы из-под одеколона более ста лет назад. Фото из открытых источников.
Так выглядели флаконы из-под одеколона более ста лет назад. Фото из открытых источников.

Мыловары

В древности основным моющим средством служил щёлок - водный настой древесной золы. В бочку с дождевой водой насыпали древесную золу, настаивали и использовали как очищающее средство. Также мылись и квасной гущей. Для стирки белья запаривали картофельные очистки. В качестве мыла использовали жидкое овсяное тесто, основой которому были отвары различных растений.

Мыловарение как ремесло появляется в России в XV веке. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею», а в Москве в те времена существовал целый мыльный ряд. Ранее мыловареннное дело на Руси называлось «поташным»: срубленные деревья жгли в котлах тут же, в лесу, затем золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ. Умельцы допетровской эпохи научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров (говяжьего, свиного, бараньего сала). Для мягкости добавляли растительные масла, например, льняное. Постепенно ширилось количество мелких мыловаренных мастерских. Россия располагала всеми для этого ресурсами, в первую очередь, древесиной. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о более дешевом заменителе поташа. Но решен он был только к концу XIII века, когда французский химик Никола Леблан смог получить соду из поваренной соли.

Герб города Шуя. Фото из открытых источников.
Герб города Шуя. Фото из открытых источников.

Главным центром мыловарения был город Шуя. «Мыльное» дело в Шуе зародилось с начала 17 века. 28 марта 1638 года шуйскому воеводе Судакову была дана царская грамота «О дозволении тамошним жителям летом топить избы и мыльни». Спустя несколько лет, в Шуе действовало уже 11 мыловарен. Осваивалось производство жидкого зеленого (наподобие голландского) мыла «зейф». Именно тогда Шуя и стала главным центром мыловарения. Сама императрица Екатерина II подарила городу герб с изображением мыла в 1781 году. Кстати, в Шуе есть музей мыла.

С 1800 года началось кустарное производство мыла, первые фабрики начали появляться к концу восемнадцатого столетия. В 1839 году по распоряжению императора Николая I было создано общество для производства стеариновых свечей, олеина и мыла. Для этой цели был куплен свечной завод, получивший название «Санкт-Петербургский Невский завод». Кстати, на базе этого завода основано современное производство «Невская косметика».

В 1868 г. создается «Невское стеариновое товарищество», которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции «Товарищества» было присвоено 10 Гербов Российской Империи. В начале ХХ в. Товарищество было солидным предприятием: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую славу российским мыловарам принесло мыло «Нестор», получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке. Во время Первой мировой войны «Невское стеариновое товарищество» поставляло на фронт мыло, свечи, динамитный глицерин.

После революции и декрета о национализации предприятие было надолго законсервировано. Восстановление производства началось только 1925 г. В конце 20-х и в 30-е годы ассортимент мыла расширился, появились такие марки, как «Ленинград", «Нева», «Петергоф», «Шипр», быстро завоевавшие любовь покупателей. Качество продукции оставалось традиционно высоким: в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло «Нева» было отмечено Золотой медалью и дипломом.

До революции мыловаренное дело в России развивалось бурными темпами, крупнейшими центрами были Москва, Казань и Санкт-Петербург. К 1905 году в стране насчитывалось 50 предприятий.

Воронежский мыловаренный завод «Финист», основанный в 1891 году - единственный в России завод, который производит только мыло и действует до сих пор. Еще одно старейшее предприятие «Нижегородский масложировой комбинат», основанный в 1898 году - известно «Банным» мылом. В 1979 году было введено в эксплуатацию производство пищевых ПАВ - единственное в России.

До революции мыловаренное дело в России развивалось, крупнейшими центрами были Москва, Казань и Санкт-Петербург. К 1905 году в стране насчитывалось 50 предприятий.

Воронежский мыловаренный завод «Финист», основанный в 1891 году - единственный в России завод, который производит только мыло и действует до сих пор. Еще одно старейшее предприятие «Нижегородский масложировой комбинат», основанный в 1898 году - известно «Банным» мылом. В 1979 году было введено в эксплуатацию производство пищевых ПАВ - единственное в России.

Парфюмеры

В середине XIX века в Москву приехал молодой француз Адольф Сиу - он устроился работать на одно из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу открыл свое собственное дело - небольшую кондитерскую. Уже через несколько лет пирожные, печенье, шоколад и торты от «Сиу и Ко» ели в лучших московских кофейнях и кафе. К тому времени появившийся капитал позволил ему открыть дело своей мечты - парфюмерное производство. Духи выпускались под той же «кондитерской» маркой «Сиу и Ко».

Адольф Сиу. Фото из открытых источников.
Адольф Сиу. Фото из открытых источников.

В отличие от большинства конкурентов, Сиу сосредоточился на выпуске элитной парфюмерии. При этом его ароматы могла позволить себе девушка даже со скромным достатком. Принцип его коммерческой деятельности гласил: «Высокое качество — низкая цена». Бюджетные духи отличались от элитных не качеством, а стоимостью упаковки: один и тот же аромат был закупорен во флакон из чеканного серебра, другой - в скромный бутылек из стекла. Духи Сиу имели не на сладкие и удушающие ароматы, а были легких и холодных композиций.

Духи «Снегурочка» покорившего сердца тысяч дам по всей стране. Скромный и звонкий запах был воплощением молодости и чистоты. Но настоящая парфюмерная сенсация произошла, когда торговый дом «Сиу и Ко» выпустил аромат «Свежее сено». Его композиция раскрывалась нотами свежескошенной травы и полевых цветов.

К началу XX века парфюмерное производство «Сиу и Ко» достигло своего расцвета: на тот момент торговый дом производил более 120 разновидностей духов и 40 видов одеколона. Компания также выпускала подарочные наборы, в которые, помимо флакона с духами, входил одеколон, кусочек мыла и пудра. И все они были с одинаковым ароматом. Обороты фабрики (включая кондитерское направление) достигли четырех миллионов рублей в год.

Компания «Сиу и Ко» открыла несколько красивых магазинов в Москве, а в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и многих других городах работали официальные представительства. Огромные партии парфюмерных товаров «Сиу и Ко» доставлялись даже в Персию и Китай.

Знаменитая аптека Феррейн на Никольской. Фото из открытых источников.
Знаменитая аптека Феррейн на Никольской. Фото из открытых источников.

Владимир Феррейн был потомственным фармацевтом. Его отец Карл Феррейн владел одной из самых крупных аптек в Европе, где занимался продажей не только лекарств, а их созданием, причем на высоком уровне. У большинства людей фамилия Феррейн ассоциируется со знаменитой старейшей московской аптекой №1 на Никольской улице. Но Владимир Карлович Феррейн, был знаменит и как замечательный производитель парфюмерии. В самой крупной европейской аптеке того времени, которой являлась аптека на Никольской 23, можно было купить множество разнообразных духов, одеколонов и прочей парфюмерной продукции.

Владимир Карлович Феррейн. Фото из открытых источников.
Владимир Карлович Феррейн. Фото из открытых источников.

Когда Феррейн-старший отошел от дел, управление бизнесом перешло к его сыну Владимиру. И решил решил расширять семейный бизнес. Получив в банке ссуду под залог имущества, он начал открывать новые лаборатории, расширять штат, создавать курсы подготовки специалистов. В числе нововведений было и открытие парфюмерной фабрики, на которой, помимо собственно ароматного производства, были и косметический, стеклодувный, химический цеха. На собственных полях выращивались растения, из которых получали необходимое сырье. Таким образом, Феррейн не зависель от поставщиков и изготавливал духи полностью самостоятельно. В его аптеке на Никольской, 23 можно было купить абсолютно все товары, созданные на его фабрике, а к 1914 году «Товарищество В.К. Феррейнъ» ежегодно приносило уже сумасшедшие по тем временам 7 миллионов рублей.

С.И. Чепелевецкий. Фото из открытых источников.
С.И. Чепелевецкий. Фото из открытых источников.

Товарищество «С.И. Чепелевецкий с сыновьями» в дореволюционной России было одним из ведущих производств парфюмерии и косметики. Оно имело обширный ассортимент продукции высочайшего качества. Об этом свидетельствуют 5 золотых медалей на Всемирных торгово-промышленных выставках начала ХХ века, проходивших в Москве и городах Европы, включая Париж, Милан и Мадрид.

Коробка "Дорожное мыло". Фото из открытых источников.
Коробка "Дорожное мыло". Фото из открытых источников.

Начинал свое дело Самуил Чепелевецкий в 1871 году с небольшого участка на Таганке, в Лавровом переулке, где, поначалу организовал фабрику по производству недорого мыла. Бизнес был очень успешен, благодаря чему предприятие имело хороший доход и могло развиваться, постоянно увеличивая ассортимент производимых товаров, в частности, парфюмерии. Огромной популярностью у людей пользовались недорогие, но неизменно высококачественные духи и мыло «Цветущая сирень» и «Цветущий ландыш».
К началу ХХ века Торговый дом Чепелевецкого по масштабам был сравним с «Товариществом высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Его духи и косметика реализовывались в России, Китае, Персии (в том числе поставлялись ко двору шейха) и в других странах.

В рекламе парфюмерии обязательно указывали, чьим поставщиком является производитель. «Товарищество Брокар и Ко - придворные поставщики Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Саксен-Кобург-Готской и Королевского испанского двора»; «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко - придворные поставщики Высочайшего двора и Его Величества Шаха Персидскаго»; «Товарищество парфюмерной фабрики Чепелевецкий с С-ми - придворные поставщики Его Величества Шаха Персидскаго».

Почему-то, говоря о парфюмерии, мы чаще ассоциируем это с Францией, родиной изысканных ароматов. Однако когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая на равных конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Российские парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Так было в России дореволюционной.

Производство духов с 1917 года многие парфюмеры были высланы из страны, рецепты забыты, а технологии утеряны. Большинство фабрик были должны были выпускать только мыло и другие гигиенические товары первой необходимости.

Парфюмерную фабрику Чепелевецкого превратили в завод по изготовлению мыла «Профработник». Остроумов уехал из страны, а от его наследия почти ничего не сохранилось. Предприятие Адольфа Сиу получило название «Большевик», под которым и по сей день действует знаменитая кондитерская фабрика.

Логотип фабрики "Большевик", бывшее Адольфа Сиу. Фото из открытых источников.
Логотип фабрики "Большевик", бывшее Адольфа Сиу. Фото из открытых источников.

В национализированных производственных цехах «А. Ралле и Ко» еще какое-то время выпускали фирменный парфюм, а потом преобразовали предприятие в мыльно-парфюмерный завод №4. На сегодняшний день историю империи Ралле продолжает косметическая компания ОАО «Свобода».

Логотип косметической компании ОАО "Свобода". Фото из открытых источников.
Логотип косметической компании ОАО "Свобода". Фото из открытых источников.

В 1922 году фабрика Брокара тоже перешла к советской власти, сейчас она работает под названием «Новая Заря».

Ароматы, которые покоряли императоров и успешно конкурировали с зарубежными брендами, остались в Российской империи. С 1917 года отечественной парфюмерии так и не удалось даже приблизиться к тому уровню, на котором она была в XIX веке.

Публикации по теме:

Удивительные картинки с крышки бабушкина сундука (продолжение). https://zen.yandex.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/udivitelnye-kartinki-s-kryshki-babushkina-sunduka-prodoljenie-60d9b203ef0ac71f0a67fea3

Удивительные картинки с крышки бабушкина сундука (продолжение). https://zen.yandex.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/udivitelnye-kartinki-s-kryshki-babushkina-sunduka-prodoljenie-60d9c029ace07679c987937a

Запахи месье Брокара. https://zen.yandex.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/zapahi-mese-brokara-60e3590972ae724b3d9d7eb2

До встречи!

Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии.