Найти тему
Chacun son cinema

Антихрист (Antichrist, 2009)

#csc_frantz
#csc_festivities

(07.07.2021)
Сегодня в конкурсе Канн проходят премьеры Лапида и Озона, обоим хочется послать лучи любви и пожелать найти своего благодарного зрителя. Но в секции "Каннские премьеры" примерно через шесть часов состоится премьера дебюта Шарлотты Генсбур, и хочется вспомнить, как и за что она получила персональный приз 12 лет назад от Изабель Юппер и компании. Ну что - привет, Ларс, давно не виделись.

Работать в состоянии клинической депрессии, а особенно создавать произведения искусства, невыносимо. Но если и есть пример успеха в этом деле - да такой, чтобы о нем вспоминали врачи в психиатрических лечебницах - то это, безусловно, Ларс фон Триер. Три/тетралогия, посвященная новообретенному состоянию, началась уже давно, но свой отпечаток на самых впечатлительных зрителях хранит. Пожалуй, во всей карьере Триера не найти фильмов, которые бы популяризировали его сильнее, и интересно, почему. Либо это следствие внешне отполированной картинки, через которую легче пройти зрителю, либо результат совсем уж откровенных провокаций, которые цепляют глаз куда сильнее расчерченной мелом сцены или размытых рамок мюзикла. Как бы там ни было - "Антихрист".

Не было большего акта троллинга со стороны Ларса, чем начать следующий после
этого фильм с черно-белого замедленного вступления под Генделя, а потом закончить его так же. Со времен "Европы" у него не было настолько традиционно красивого кино, и, чтобы не получилось как тогда, Ларсу пришлось сломаться самому.

Если что-то и не нужно мешать с депрессией, то это секс. Их комбинация только в лучшем случае родит что-то вроде такого фильма, а в худшем... Ну, вы сами видели. Издевательства над гениталиями кто-то понял как вызов зрителю, кто-то - как проявление мизогинии, но на самом деле это правда акт мазохизма. И то, насколько натурально все выглядит, только показывает всю степень ненависти Ларса к себе и боли, которую она вызывает. Даже троллям бывает плохо.

Очень забавно, что до конца не особо понимаешь, сексист Ларс или феминист, а потом все как-то складывается так, что он, конечно, ненавидит всех (в основном себя), но патриархат ненавидит сильнее остального. Женщине даже скорбеть спокойно нельзя - обязательно найдется мужчина, который авторитетно расскажет, что все на самом деле нормально, у него есть решение, заведет ее в глубочайшие дебри, а потом вместо выводов просто обрубит все и убежит подальше. Обманчивая подача героини Генсбур (к слову, невероятной) как ведьмы и злодейки - пожалуй, главная удача Триера, потому что в один момент в это начинаешь верить. Связь женщины с природой, безусловно, важна и сильна, но это совершенно не делает ее силой зла. А Дефо (замечательный), конечно, тоже своего рода жертва, но в первую очередь своего высокомерия. Лишь бы выставить себя экспертом, лишь бы вылечить всех своими гениальными методами, лишь бы выйти победителем. Судя по финалу, некая справедливость все же существует, но ее все равно не хватает. Впрочем, учитывая состояние Ларса, удивительно, что он вообще весь мир не уничтожил. Oh, wait.

Черт его знает, как Ларс хотел выводить историю на оригинальный, куда более глобальный финал. Это, конечно, было бы ближе к Арсеньичу, но в нынешнем варианте искренности куда больше. Да и за 25 лет с момента дебюта Триер должен был понять, что Тарковский его не принял бы. Тут уж посвящай-не посвящай, все равно не примет. С другой стороны, у Ларса хоть чувство юмора есть. И если согласиться с ним в том, что это его лучший фильм, не получается ("Догвилль" непобедим, да и не только он), то его утверждение себя как лучшего режиссера в мире можно и поддержать. Поспорить, конечно, тоже можно, но, в конце концов, у человека депрессия. Пусть у него будет хоть это.