#csc_frantz
#csc_festivities
#csc_criterion_2021
Премьеры Верхувена и Корсини - это, конечно, замечательно и прекрасно, но вне конкурса происходит кое-что поинтереснее. Свой новый, долгожданный фильм представляет Ари Фольман. Искать Анну Франк и желать спасти ее в машине времени нам еще предстоит, а пока перенесемся на 13 лет назад, к конкурсному показу общепризнанного шедевра режиссера.
Разбираться в конфликте Израиля и арабского мира - дело неподъемное и очень взрывоопасное, хотя бы потому, что война не закончена, и нет полноценной возможности дать одной стороне статус потерпевшей. Фактам тоже нельзя верить до конца, потому что реально независимые исследования найти очень сложно. Что же остается? Только личный опыт участников.
Для многих это прозвучит как ужасная глупость - нельзя рассматривать исторические события настолько субъективно, у каждого был свой опыт, своя правда. И это так - но как раз в этом и состоит сила подхода Фольмана. Он документирует воспоминания разных людей, сумбурные и противоречивые. Ставит невероятно интересный вопрос человеческой памяти, способной вытеснять слишком травматичные воспоминания и превращать их в метафоры, или наоборот - создавать ложные образы, чтобы все выстраивалось в четкую единую картину. Это роднит ее с кино, только Фольман движется в обратную сторону, к разрушению иллюзии. И все эти ниточки, разрозненные фрагменты коллективной памяти, отдельные эпизоды военных действий и быта, в конце концов приводят к одному: концу анимации. В картинках больше не спрятаться, пришел самый настоящий документ. Жертвы Холокоста сами стали военными преступниками.
Здесь есть фантастическая музыка Макса Рихтера (да и в целом отличная работа с саундтреком), есть отдельные великолепные сцены (что прекрасно объясняется структурой фильма), есть потрясающей красоты визуальная сторона. Но самое важное, что здесь есть, это правда, которая прячется за всем этим, в том числе и за финалом. Правда такая: человеку свойственно забывать, искажать, избегать. И, пока каждый не взглянет в лицо подавленным частям своей памяти и самого себя, войны будут продолжаться. А уж каких масштабов они будут - межличностных или мировых - не так важно. В конце концов, меньшее зло - это тоже зло.