Найти тему
Христианство и смысл жизни

Сын свободной и сын рабы

Оглавление

«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречется тебе семя;» (Быт. 21: 9-12).

Ветхий завет является прообразом Нового Завета. События, описанные в Ветхом Завете являются прообразами будущих событий Нового Завета и имеют для нас значимость, понимать их следует с духовной стороны. «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.» (2-е Кор. 3: 12-17). Изучение одного Нового Завета недостаточно для христиан, потому что в Ветхом Завете Господь даёт обетования, истинный смысл и значение которых становятся понятными только после воплощения Богочеловека, Господа Иисуса Христа. То, что в Ветхом Завете промыслительно представлены прообразы Нового Завета ещё раз говорит о том, что в Библии дано учение не человеческое, а Божественное, сошедшее с небес. Очень важное значение имеют события, связанные с жизнеописанием Авраама и Сарры. Авраам – это человек, которому Богом было предсказано, что в нём благословятся все народы. Как нам известно из книги Бытия, у Авраама была жена Сарра, которая была неплодна, и Сарра (Сара) сказала Аврааму (Авраму) войти к своей служанке Агарь, чтобы та родила ему сына. «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё. Аврам послушался слов Сары.» (Быт. 16: 2). Агарь родила сына Аврааму, которого назвали Измаил. (См. Быт. 16: 15-16). Сара принимала смиренно то, что не могла родить ребёнка мужу и поступила великодушно, думая не только о себе, но о муже. Но разве Бог наказывет Сару? Нет, видя её смирение принятие Его воли, великодушие, Он хочет дать ей ещё больше, благословить её. Бог обещал Аврааму, что у него будет сын от его жены Сарры (Сары). «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё.» (Быт. 17: 15-16). Это было обетование Божие. И, как и говорил Господь, Сарра родила в своё время сына, которого назвали Исааком. «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;» (Быт. 21: 1-3).

Измаил – первый сын Авраама рождён от рабы и рождён по плоти. А Исаак – долгожданный сын Авраама, рождён по обетованию Божию от любимой жены, Сарры – госпожи. «Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.» (Гал. 4: 23). Авраам и Исаак являются прообразами Бога Отца и Сына Божия Иисуса Христа. Опять же здесь мы видим, как действует слово Божие, о том, что: «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20: 16). Также ещё Измаил и Исаак олицетворяют Ветхий и Новый Завет. «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.» (Гал. 4: 24-26). Сначала был Ветхий завет, который имел лишь тень, прообраз будущих благ, а потом уже Новый завет – вечный, как и обещал Господь Аврааму: «и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;» (Быт. 17: 7). Как Исаак был долгожданным сыном, так и Христа ждал Израиль. «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.» (1-е Кор. 15: 47). Авраам согласился принести в жертву Исаака ради послушания Богу, не пожалел своего любимого долгожданного сына: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.» (Быт. 22: 1-3). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» (Быт. 22: 11-12). А Сарра является прообразом Церкви, прообразом Нового Иерусалима.: «а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Мы, братия, дети обетования по Исааку.» (Гал. 4: 26-28). Исаак, рождённый по обетованию с детства подвергался насмешкам со стороны старшего брата Измаила, рождённого от рабы по плоти. Плоть – это раба, которая призвана служить душе в деле спасения, а душа – госпожа. Но плоть, в которой живёт грех, старается занять место госпожи, стремиться повелевать, стремиться свергнуть с престола дух и самой стать царицей среди духа, души и тела. Так и Измаил, рождённый по плоти насмехался над Исааком. «Но, как тогда рождённый по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.» (Гал. 4: 29). Сарра, видя насмешки Измаила над Исааком, попросила Авраама выгнать рабыню и её сына. «Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной».» (Гал. 4: 30).

Ангел Господень останавливает Авраама, занёсшего нож над Исааком
Ангел Господень останавливает Авраама, занёсшего нож над Исааком

Это имеет очень глубокий духовный смысл. Господь говорит: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8: 34-36). Как мы знаем в плоти живёт грех, который и делает человека рабом греха, потому что человек, живущий по плоти связан узами греховными. «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе;» (Рим. 7: 18). А сын пребывает в доме вечно, он свободен от греха. А кто же сын? Господь говорит: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48). Сын любит всех, любит врагов, он подобен во всём Отцу, Который есть любовь, подобен во всём Христу, молившемуся за врагов на кресте, «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол. 1: 15-17). Сын подобен Агнцу, как Исаак, как Христос - послушный, смиренный, любящий врагов. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). Сын – смиренный и кроткий сердцем, как Христос: «возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.» (Мф. 11: 29-30). Человек, который мстит врагам, становится рабом греха, внутри он имеет не любовь, а злость, раздражение, которые вредят душе, он не пребудет вечно, потому что это плотское мудрование, свойственное ветхому человеку, потому что ветхому человеку сказано: «око за око и зуб за зуб». (Мф. 5: 38). Плоть смертна, а Дух вечен, поэтому живущий по Духу, по любви пребывает вечно. «Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем.» (Гал. 6: 7-9). Живущий по плоти не может пребывать в доме вечно, как раб греха, потому что дела плоти греховны, а жизнь по Духу – свята. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 19-23). От плотского мудрования происходит гордость, стремление к первенству, а Дух стремиться к смирению, жертвенной любви. Поэтому на земле бывает несправедливость, о которой Екклисиаст говорит: «невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на конях, а князей, ходящих, подобно рабам, пешком.» (Еккл. 10: 6-7). Господь Иисус Христос, Тот, о Ком святой Иоанн Предтеча сказал: «Приходящий свыше и есть выше всех;» (Ин. 3: 31), пришёл послужить всем, а не чтобы Ему служили: «так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 28). Человек тоже не сразу обновляется в новое творение из ветхого, на это могут потребоваться годы. Но нужно понуждать себя жить по Духу, а не по плоти, хотя плоть и Дух друг другу противятся. Для этого нужно смотреть в себя и совершенствоваться внутренне, видя свои грехи и недостатки и стараясь их исправить. Плотское мудрование борется с духовным, как Исав и Иаков, будучи олицетворением плотского и духовного разума, боролись в чреве Ревекки. «Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.» (Быт. 25: 22-23). «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.» (Гал. 5: 16-18).

-3

«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1-е Кор. 15: 48-50).

«В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится, готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.» (Псалом 111: 6-8).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!