Найти тему
Олег Маценко

Проблема сомнения в вере.

На самом деле это не правильное название. В вере то никто не сомневается. Она или есть или нет.

Сомнения существуют в двух ракурсах. Это существует ли Бог, и хочу ли я в Него верить.

Этими двумя вопросами, в итоге очерчивается вся проблематика. Остальное это уже отговорки, оправдания, логические предположения, то есть следствия из проблемы.

Я не буду обсуждать, верна ли та или иная церковь, та или иная религия. Тут каждый считает себя единственно верным и имеет массу доказательств этого. А так же неопровержимую критику всех остальных религиозных организаций.

При полной не критичности и слепой вере в свою организацию, лжи богословов про другие организации, эта лапша народом естся.

На самом деле, если вы проведёте опрос, естественно в виде развернутой анкеты, то окажется, что девяносто процентов неверующих, не ставят перед собой вопрос а есть ли Бог. Они ставят вопрос, а хотят ли они в Него верить и надо ли им это.

И это не ситуация, когда в ход могут пойти доказательства и само религиозное учение. Как и оппоненты прямых разговоров вести не будут. Вопрос всегда будет в совсем иной плоскости. В плоскости того, что можно назвать «человечностью».

Надо сказать что человечность, это не просто красивое слово. Это в каждом случае конкретный способ и система понимания мира. При чём эта система не дана человеку социальным опытом. Она ни есть положения дел в мире. Она ни есть отражение мира высшего религиозного. И как правило, обыкновенный человек между этими мирами, строит свой мир.

Так вышло, что люди создают вокруг себя искусственную природу, новый мир. И эта тенденция прошла в наше мышление, которое теперь не о мире, а о жизни человеческой. И совсем это не означает что это галлюцинация. Как зубная щётка реальна, так и исключительно человеческие мысли и реакции это реальность, хоть их и не природа создала.

Так же мы договоримся не обсуждать, а что Бог из себя представляет. Фактически религия и атеизм отвечают на этот вопрос одинаково – мы не знаем и не можем этого знать. А поскольку дела так обстоят, то и спор между верующим и неверующим невозможен. Они согласны меж собой, спор уже о частностях жизни всегда.

На самом деле, первый вопрос который буду обсуждать, вопрос доверия религии, сводится к достаточно простым вопросам. Это вопрос о том, хороший ли на самом деле Бог, и отвечает ли религиозное учение действительному миру и нуждам человека. Всё остальное это вариации этих проблем.

Эти проблемы составляют мышление основной части атеистов.

Позиция абсолютно алогичная. Если с Богом нельзя построить нормальных отношений, то Его нет.

И это абсолютно безобразное мышление с логической точки зрения, всегда подтверждается физическими данными мира. Действительно, за то что ребёнок украл конфету или молодая девушка погордилась что чуть лучше других, уж никак не положены страшные болезни и несчастные случаи.

А на самом-то деле даже связи наших несчастий с нашей головой, в большинстве случаев нет. Если спросят меня, то я уверен, что масса страшных случаев, когда люди этого не заслужили и пользы для спасения в этом нет. Не будем уподобляться богословам, видящим карающую руку Бога – атеисты исходят из этого же предположения, но более объективно.

Всегда они задают вопрос строго в рамках христианской религии. Собственно они христиане, просто не приняли теологический бред.

Можно ли любить Бога когда мир такой, и любит ли Бог нас когда такое происходит в мире.

Если нельзя, то и Бога нет, Он получает статус бессмыслицы логической.

У этих людей навязчивая идея соединить Бога и наш мир, в что то абсолютно однородное и целостное. Если реальность против этого, то выбор происходит в пользу атеизма.

Конечно, это вещи, которые в религии разделены, собственно культ существует как способ соединения земли и Неба. Так что атеисты не правы в своих основах.

Есть два теоретических допущения, важных для того чтобы не попасть в ловушку такого мышления.

Первое допущение: Бог не желает нам зла. Богословы говорят что всё горе нам для пользы, они лгут открыто, польза это то что явно в мире. А обосновывать нуждами Другого Мира так это просто кощунство.

Просто из этого первого допущения, вытекает второе допущение: Бог не желает всего что происходит в мире, а значит мир Богом не управляется по Его приказу в каждое мгновение.

Это важное допущение. Во первых, если в мире происходит только Божия Воля, то мир это Его фантазия, которую мы просто терпим. А мир хотелось бы чтобы обладал реальностью. Да и в молитве мы молимся чтобы Воля Бога была на земле как на Небе – очевидно что Христос говорит что на земле Она есть не всегда.

Мы не куклы марионетки, которые Высшие Силы дёргают за верёвочки. Это кстати, то положение, которое христианство дало миру, и которое многие хотели бы забыть, вернувшись к язычеству под маской христианства.

А вот когда обсудили это коренное представление, можно и коснуться вопроса а возможна ли любовь, между Богом и человеком.

Сразу замечу момент, мешающий воспринимать любовь Бога. И это вина христианства исторического.

Бог не есть Тот, кто пытает нас и мучает за наши телесные склонности. Если атеист так думает он вне разговора, и если верующий так думает, то он близок к психушке.

Но впечатление такое часто создаётся от засилья аскетической литературы, и представления что это пример для христианства.

Заповеди исполняются ведь не борьбой с собой, а пониманием происходящего. В этом суть того что есть в душе. Чуть позже вернёмся к этому важнейшему вопросу.

Если сказать совсем формально, то мы любим Бога, не смотря на то что происходит в жизни. А Бог любит нас, не смотря на то что мы делаем и какие бы грехи не имели.

Собственно в этом суть покаяния – человек признаёт, что Бог его любит и такого, и это даёт силы жить по-другому, по-другому смотреть на проблемы, которые привели к грехам.

Конечно хорошо, когда Бог о человеке заботиться и всё у него хорошо. Но в мире многое идёт по законам мира. И в этом суть нашей веры – Царство Небесное это то что нужно воплощать на земле, начиная с себя и твоего отношения к окружающим, а не то язычество что Бог создал мир и творит что хочет. У человека есть задача по изменению этого мира. В этом суть откровения.

Не согласны христиане и с языческой концепцией о том что Бог одних любит, других нет, по разным причинам. Язычники так же как и современные атеисты не отделяли Бога от мира нашего, и всё по сути было или галлюцинацией Бога или фарсом космической случайности. Так думать нельзя.

Бога собственно человек любит по одной причине. Бог , любовь к Богу, позволяет человеку стать иным. Посмотреть если хотите, на жизнь объективно и понимать не только мир, но и свои задачи в этом мире.

А когда христианство превращают в мифологию и рассказывают про высшие законы – это дегенерация религии, это кстати происходит в каждом религиозном движении.

Можно сделать вывод этой первой проблемы. Дело тут не в споре правоты религии и не религии, а в том какие представления о Боге и мире мы имеем. То что мы усваиваем из телевизора и популярных каналов интернета, не факт что отвечает действительности. Поэтому в этом пункте виноваты как раз христиане – серьёзного обсуждения богословских вопросов просто не происходит, и мы имеем массу превратных мнений.

С проблемой соответствия между религией и реальностью мира всё и просто и сложно. Слова Христа нигде не противоречат действительности и разуму. Но есть проблема.

Сейчас не существует как культуры, так и представлений о мире и о жизни, в которых эти слова сказаны и только и могут быть поняты.

Собственно превращение религии в ряд мифологических схем, это как раз следствие отсутствия понятийного аппарата того времени. Без контекста, гадать о смысле написанного не самое лучшее занятие.

Проблему так же составляют послания апостола Павла. Их нельзя понимать без текстологического анализа, без рассмотрения личности и культуры свойственной Павлу. Если это не принимать в расчёт, то мы имеем то что богословы из посланий творят вообще всё что угодно как им угодно, придумывая смысл на ходу.

И если в первые века это всё было понятно само собою, то теперь требуется немалое изучение и труд.

Конечно описание констант древней культуры не входит в тему этой статьи.

Замечу только то что если человек не понимает что такое жертвоприношение (часто людям кажется дикостью) то разговора не выйдет. Надо начинать со смысла этой традиции.

По сути жертвоприношение это то что связывает разнородные объекты. Жертва связывает нас как с Богом, так и с другими людьми. На самом деле это очень понятное, универсальное моральное правило, благодаря которому что то хорошее ещё есть в мире.

Мораль сама по себе образовалась из практики жертвоприношения и необходимости единства между людьми и людьми и Небом.

И в этом ключе и нужно понимать Новый Завет.

Дело это интереснейшее, я оставлю на читателя, самому ведь всегда интересней, а другим верить нужно не всегда.

Естественно, если человек не знает есть ли Бог, он не знает и о том что Его нет. Когда разговор заходит о Боге, никто не говорит никогда есть ли Бог по факту. Поскольку его существование для нас связано с процессом веры неразрывно. Разговор идёт о том верит человек в Бога, или нет.

Естественно что положительная, что отрицательная, вера это вера – путь по которому или устанавливается связь с Богом, или обрывается.

Если вам кто-то скажет что Бога нет – вам лгут. Ибо человек исходит не из опыта, и даже не из предположения, а из характера своей веры.

На самом деле неверующих людей просто нет. Вера это универсальное человекообразующее средство, то что заставляет нас быть людьми и не превращаться в животных. Что по законам нашего мира логично и обосновано.

Просто если человек не верит в Бога – он верит в бога другого. В бога другого рода.

Это может быть и эволюция, и мораль, и человечество, и вообще всё что угодно, позволяющее человеку оставаться человеком.

Конечно и атеистическая, и религиозная вера, должна быть недостижима. И при этом исходить из фактов этого мира.

Когда коммунисты сказали что коммунизм достижим – всё превратилось в миф с плохими последствиями. Когда христиане сказали что Царство Небесное в другом мире и поэтому достижимо – всё превратилось в миф. Когда буддисты придумали магические способы просветления – ничего не осталось кроме мифа. Да и то что сейчас рассказывает Докинз – это миф упрощения, никакого отношения к науке не имеющий.

Миф – это то что понятно и ясно. Вера же религиозная предполагает шаг в неизвестность, в будущее которого нет, но идея которого у человека есть.

Вера предполагает по сути смысл жизни. Не закон по которому надо жить, не основания для принятия решений, а цель которая оправдывает то что ты делаешь каждый день. В этом великая правда идеи коммунизма. В этом великая правда идеи Царства Божьего.

Можно отрицать Бога, но нельзя отрицать веру. А значит те или иные боги будут существовать и вести человека к Богоподобию. К решению основных конфликтов и проблем нашей жизни.

Если отрицать веру, то ничего кроме кокаина для человека не останется – другого смысла быть не может. Я грубо сказал кокаин, он дорогой, просто мак как единственно возможный способ остаться человеком хоть и путём потерь части себя.

Надо честно признавать, человек ни есть что то данное и окончательное. Человек как существо с законами своей жизни и ясных представлений о ней – это орангутанг. И не больше. Всё остальное живёт будущим и целями, не исходящими из предметного мира.

Выбирая между атеизмом и религией, человек должен осознавать цель этих учений, и конкретную цель, которую они придают человеку.

Просто верить можно и в пенёк у дороги, и чувствовать благодать этого пенька. Так же можно споткнуться об этот пенёк и не верить в его существование. Тут как говориться, чем только человек не тешиться.

Мы верим в жизни в очень разные вещи. И все эти вещи делают нас людьми, хоть удачно хоть нет. В этом смысл веры. Дать животному что то более, чем следование инстинктам и правилам окружающей среды. Разум сам по себе ведь и не существует в природе, разум развивается ставя перед собой цели, которые природной жизни не нужны.

Так кстати и происходила эволюция человека – сначала стояла культурная задача, потом менялось наше тело и устройство мозга под эту задачу. Но это уже другая история.

Верю не верю это детская игра. И мы играемся ей как дети, оправдывая себя и делая себе приятно. Жизнь ставит перед человеком другие задачи – понимать что тебе надо, а не получать выброс гормонов от того что ты веришь или не веришь как твой сосед или авторитет.

Для многих вопрос веры это вопрос веры или неверия в чудеса. Это настолько не соответствует тому, о чём учит любая религия, что дальше и нельзя. Это ведь не школа магии в фильмах студии Диснея. Дело не в чудесах. Чудеса происходят временами, но в них нет смысла, без учения и задач человека в жизни.

Когда человек хочет от религии чудес, он не понимает зачем ему религия. Чудеса допустимы, полезны, но это редкое исключение, Бог не будет по нашему желанию нарушать все законы мира. Поэтому тут спор между атеизмом и верой абсолютно бессмысленен.

Кроме человекообразующего, целеполагающего фактора, вера имеет и другое измерение.

Как в любом виде атеистической веры, так и в различных религиях, человек осознаёт истинность своего течения. Почему?

Ведь на то она и вера, чтобы не говорить о том что фактично и неопровержимо. Причина есть.

Дело в том, что любая вера, имеет терапевтический эффект. И сознание этого эффекта в себе, и есть ощущение истины происходящего.

Дело в том что появление у человека разума, имело и необходимый дефект. С усложнением мозга и социальных отношений, в человеке по максимуму оставались внутри его вся пережитая им боль, и все нерешённые задачи. Это кстати и есть причина злобности человека – вытекающая боль.

Эти свои переживания, мы чувствуем в сердце, и сердце может как калечиться так и лечиться. И вера, даже в какую ни будь атеистическую теорию, лечит, изглаживает эти ужасы тем что даёт человеку цель и надежду. Другой психотерапии и придумать нельзя на самом деле.

В виду этого каждый так убеждён в том что его представления верны, что разговор бесполезен. Правда другого будет отринута, а своя неправда не замечена. Так и живём.

Здесь понятно, что спора между верой и не верой даже быть не может. Как и религиозных сомнений. Что человек смог осознать – то он и делает. Но часто мы слишком ленивы, чтобы заниматься этими вопросами всерьёз.

Понятно, что не правы атеисты когда говорят что вера это дикарство пустое дело, или злое. Не правы и верующие когда говорят что атеисты злые и от врага человеческого.

Так вышло, что практически никто в нашем веке не способен вести диалог и общаться – мы только критикуем друг друга, и почти всегда с псевдоморальных позиций.

Человечество замахнулось решать вопросы, до которых культурный уровень и уровень образования просто не дорос на земле. Поэтому и безрезультатны все споры. И не интересны часто разговоры.

Ни стандартный верующий, ни стандартный атеист, не сформулируют смысл своего учения. Поэтому и не правильно их слушать решая свои религиозные сомнения.

Это действительно самостоятельная работа. И в идеале она не должна проходить под лозунгом «где живу, в то и верю». Ведь верить можно и в недостроенный забор и становиться лучше и счастливее. Вера – это только личная работа по поиску смысла жизни, её задач и надежд. И опереться ни на кого здесь нельзя.

Смысл любой веры всегда скрыт за исторически сложившейся аргументацией , заменяющей веру.

Когда вы придёте в Церковь, вам скажут делай так и не будешь гореть в огне ада. Когда вы придёте к атеистам, вам скажут что когда взорвётся наше солнце мы будем частичками путешествующими по космосу. То есть саму веру никто обсуждать не будет.

Что такое Царство Небесное? В чём надежда человека? Мифы заменили для человека его задачи и будущее. Но у нас есть всё таки хоть какой-то но разум, и решать эти вопросы может почти каждый человек. Решать на самом серьёзном уровне. Было бы желание.

Кроме теоретических задач, так сказать задач формирования человека, любая вера имеет и практические задачи. И откидывать их никак нельзя.

Христос говорил о любви не просто так. Он не имел в виду неоправославное учение о любви к царю и ненависти к врагам царя.

И Учитель, и Отцы говорили о любви как о ответственности человека за всё устройство этого мира.

Скажем монахи – это только крик о невозможности этого дела в те времена.

Конечно как учит Церковь, хорошо когда Бог придёт в конце времён и наладит жизнь на этой земле. Мы станем богами и мучения прекратятся.

Только есть опасения. Я думаю, что Бог, может и не прийти, если мы сами для этих целей ничего не сделаем.

А единение с атеистами действительно может быть – ведь все мы имеем одни проблемы и должны их решать.

Настоящие атеисты, так же как и верующие, готовы приносить себя в жертву тому будущему, которого ещё нет. Готовы жертвовать людям от своей жизни трудов и дел – а в этом суть христианства.

Собственно эти атеистические учения и возникли, исключительно на той почве, что христианство историческое отказалось от собственного учения.

Фундаменталистов разных течений принимать во внимание не будем. Если человек думает что истина это только то что он хочет думать, ничего не поделаешь. Любое зло это боль от того что добро не может осуществиться. Оставим их с их истинами и правотой.

И всё таки, любовь к Богу реальна. И любовь Бога – реальна. Это не магическое решение всех жизненных проблем. Это путь в будущее человечества, которое делает каждый.

Смысл этой любви ведь не в экстазе от чувства. Любовь это именно шаг по пути Учения. Заповеди и есть любовь. Любовь не может быть без смысла.

В этой заметке я не раскрыл ни одной затронутой темы. Просто пробежался по поверхности этого поля вопросов.

Но может быть и от намёков и ощущений кто-то получит пользу. Или полностью меня опровергнет – это то же польза.