Найти тему

Ах, если б знать заранее, или Почему не стоило высмеивать советские песни

Очень уважаемый мною бардовский дуэт "Иваси" (Алексей Иващенко и Георгий Васильев) сочинил и исполнил в перестроечные годы песню "Музыкальный автомат".

"Я музыкальный автомат,
Мой голос триста киловатт,
Поет любви, труду и молодости гимн.
Ах, как прекрасен белый свет,
Одна беда - братишки нет,
И плюс к тому - танцует девушка с другим..."

Нетрудно догадаться, что песня высмеивала шлягеры тогдашней советской эстрады. Которая в годы перестройки казалась слишком уж лакированной, напомаженой, приутюженной. Поэтому - даёшь правду и только правду! Мы ждём перемен!

К слову сказать, сатирическая песня "Ивасей" была сделана на совесть, очень талантливо. Как, собственно, всё, что они делали, - почему и было так любимо в народе их творчество. И до сих пор любимо - хотя прославленного дуэта уже давно не существует. Именно Алексей Иващенко и Георгий Васильев были авторами - целиком и полностью – замечательного мюзикла
"Норд-Ост". Да, того самого, чья трагедия прогремела в октябре 2002 года на весь мир. Георгий Васильев, один из авторов, поступил в той ситуации очень мужественно и героически. Во время захвата террористами театрального центра, Васильев имел возможность покинуть здание, но не воспользовался этим - а пошёл прямо в зал, к заложникам, актёрам и зрителям. И был с ними до конца, до штурма...

Но вернёмся к их тогдашней иронии по поводу советской песни - да и, пожалуй, всей советской действительности. Нисколько даже не сомневаюсь, что авторы были предельно искренни и честны. Мало кто мог тогда предположить, во что выльется перестройка. И каким чудищем-страшилищем обернётся постсоветская песня...

Михаил Николаевич Задорнов тоже вышучивал то, что нам "строить и жить помогало". Помню, как я сам смеялся над его разбором таких строк, как:

"Наши руки не для скуки,
Для любви сердцА,
Для любви сердцА,
У которой нет конца..."

"Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?"
(представить такое, конечно... интересно, - хотя это строки Михаила Матусовского, которого очень люблю и уважаю)

"Отряд не заметил потери бойца..." (хотя тоже слова большого поэта, Михаила Светлова).

Ах, если бы знать заранее...

Помню очень хорошо, как в начале 90-х я люто ненавидел группу
"На-На", считая её вопиющим образцом пошлости, безвкусицы, бездарности, слащавости. Ну, я же не знал тогда, что доживу до Моргенштерна! До других подобных... э-эээ... исполнителей и их... как их назвать?.. не авторами же... а, вот - до их НАБОРЩИКОВ букв и звуков. Господи, да "На-На" по сравнению с ними - Пушкины и Моцарты!

И что ещё характерно - смеяться сейчас над песнями как-то не очень хочется. Ни над какими. У советских песен хочется попросить прощения - как блудным детям у мудрых и добрых родителей. А над современными.. Ну, над убогими как-то грех смеяться...

Тем более, что убогие не убогие, а власть захватили. Прямо монголо-татарское иго на русском песенном пространстве. Над игом, как помнится из истории, тоже не особо смеялись. Тогда не до смеха было. Но опять-таки, как свидетельствует история, дозрела Русь до того, что иго закончилось - вместе с его носителями.

Просто так, конечно, ничего не заканчивается. И для того, чтобы псевдопесня исполнила когда-нибудь свою... нет, не лебединую, а утиную арию (т.е. крякнула), придётся переезжать. Придётся переместиться в ту хату, которая поближе к центру. Потому что наша песня - настоящая - это богатство, которое нужно хранить и приумножать, за которое нужно бороться. Об этом богатстве народа ещё святитель
Николай Сербский говорил, ставя песню в один ряд с верой. И Геннадий Заволокин это понимал - поэтому его "Играй, Гармонь!" - это явление куда более широкое и глубокое, нежели передача о частушках и плясках. Чем больше культурного богатства - тем меньше культурной нищеты. Поэтому и наша забота - и петь, и слушать, и передавать, и новое творить (кто способен).

Потому что в песне - в настоящей песне - душа народа. И когда хотят ударить по народу, по стране, то бьют по его культуре. И по песне - не в последнюю очередь. Удар может иметь вид вполне себе доброго юмора или вполне себе здорового протеста. Даже сами пересмешники и протестанты могут и не знать, не очень понимать, на что работают.

Утешает одно - в настоящей песне, как уже сказано, присутствует душа. А душа, как известно, бессмертна...
_____________________________
Тимофей Михайлов (г. Самара) - писатель, поэт, композитор, сценарист. Автор канала "Достигать. Служить. Вдохновлять".

· Дорогие читатели, в силу ряда причин я принял решение отключить комментарии к публикациям. Очень надеюсь на ваше понимание. Вы можете комментировать мои публикации и общаться со мной, если добавитесь ко мне в друзья ВКонтакте по ссылке: tirom_dsv

Подписки на канал, лайки и репосты приветствуются!