Найти в Дзене
AUTO_STORY

ВАЗ 2102 Универсал. Автолегенды СССР

В данной статье мы расскажем вам о продолжении культового авто ,,Жигули’’ Вспоминая превращения итальянского Fiat 124 в советский ВАЗ-2101 и драматическую историю-битву за современную верхневальную конструкцию двигателя, мы как-то обошли стороной историю разработки первого универсала . Речь о легендарной "двойке" ВАЗ-2102. Сегодня мы постараемся вспомнить как, почему и для кого в Тольятти начали выпускать Жигули-универсал, и при чём здесь итальянское слово Familiare. В 1966 году произошло поистине великое для Советского Союза событие: Внешторг заключил соглашение с итальянским автопроизводителем FIAT. 4 мая в Турине соответствующий протокол о сотрудничестве подписали президент итальянской фирмы Витторио Валетта и министр автопрома СССР Александр Тарасов. Однако после смены руководства Fiat пришлось вести новые переговоры с основателями марки . В итоге в августе того же 1966 года было заключено еще одно соглашение . Полностью документ назывался так: «О сотрудничестве в области разр

В данной статье мы расскажем вам о продолжении культового авто ,,Жигули’’

Вспоминая превращения итальянского Fiat 124 в советский ВАЗ-2101 и драматическую историю-битву за современную верхневальную конструкцию двигателя, мы как-то обошли стороной историю разработки первого универсала . Речь о легендарной "двойке" ВАЗ-2102. Сегодня мы постараемся вспомнить как, почему и для кого в Тольятти начали выпускать Жигули-универсал, и при чём здесь итальянское слово Familiare.

В 1966 году произошло поистине великое для Советского Союза событие: Внешторг заключил соглашение с итальянским автопроизводителем FIAT. 4 мая в Турине соответствующий протокол о сотрудничестве подписали президент итальянской фирмы Витторио Валетта и министр автопрома СССР Александр Тарасов. Однако после смены руководства Fiat пришлось вести новые переговоры с основателями марки . В итоге в августе того же 1966 года было заключено еще одно соглашение . Полностью документ назывался так: «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительстве в СССР», а подписал его замминистра В. Сушков . Сумма контракта составляла около 900 миллионов долларов, из которых 320 миллионов входили в восьмилетний целевой кредит на приобретение оборудования . Научно-техническое сотрудничество двух государств предполагало строительство современного автомобильного завода на территории СССР и последующий выпуск на нём легковых автомобилей . На производство машин в рамках соглашения была приобретена соответствующая лицензия. Под «Автомобилем №1» подразумевался Fiat 124, а на роль «Автомобиля №2» предлагали еще одну свою новую модель – Fiat 125 .

 В это время седаны уже проходили испытания, и подвергались различным доработкам и модернизациям, которых в конечном итоге в конструкции серийного ВАЗ-2102 было много.

ВАЗ-2102 получили общий «пакет доработок и улучшений», по которому обе модели заметно отличались от исходных прообразов итальянской марки

Ведь автомобиль с этим типом кузова в ССС несмотря на существующий спрос на «универсальные» автомобили, ГАЗ-22 частникам просто так не продавали, объем Москвичей-универсалов в общем выпуске был относительно небольшим. Именно пятидверный универсал был мечтой «садовода-дачника», ведь он позволял перевезти и саженцы с рассадой, и садовый инструмент без необходимости в багажнике на крышу.

Впрочем, у седанов оставалась много поклонников, поэтому запущенный первым седан ВАЗ-2101 тут же нашел как своих почитателей, так и скептиков . Универсал же оказался «в тени» первой модели, которой в прессе уделяли куда больше внимания. 

-2

Седан неоднократно удостаивался обложки журнала «За Рулём», то ВАЗ-2102 – только «за компанию» с остальными моделями

В семидесятые годы было несколько публикаций о «двушке» — как обзорных, так и практических советов от читателей в рубрике «Советы бывалых»

Первые «двушки» сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1971 года – то есть, ровно год спустя после торжественного начала производства ВАЗ-2101, приуроченного к 100-летию Владимира Ленина.

В передней части ВАЗ-2102 полностью повторял «ноль первую» вплоть до самых мелочей, включая круглое зеркало заднего вида, расположенное на переднем крыле (до 1974 года).

Верная примета ранней машины – зеркало заднего вида с круглым корпусом

Почти идентичные наружные габариты, но совершенно разная планировка задней части – так кратко можно охарактеризовать универсал на базе ВАЗ-2101

Если у «копейки» он заканчивался на уровне заднего моста, то на ВАЗ-2102 багажное отделение и салон были объединены . Чтобы немаленький штампованный лист металла «не играл», на крыше предусмотрели две продольные выштамповки, ставшие своеобразной «визиткой» и ВАЗ-2102, и следующей модели ВАЗ с таким типом кузова.

При этом багажное отделение получилось плоским, поскольку этот тип кузова вынудил конструкторов Fiat изменить компоновку задней части. К примеру, запасное колесо из полости левого заднего крыла «переехало в подполье» багажника, а бак новой формы, вмещал теперь на 6 литров бензина больше, разместили рядом с запаской слева.

Запасное колесо и бак на универсале поменялись местами и заняли горизонтальное положение

На плоскости крышки багажника разместили только фонарь подсветки номерного знака, замок и ручку для открытия, а также шильдик «Жигули». Для пущей эстетики хромированные планки под боковыми стёклами нашли своё продолжение и на пятой двери в виде горизонтальной полосы, словно «завершающей круг» декоративной отделки кузова. 

Важное отличие универсала от «копейки» — откидывающееся заднее сиденье. Сложив подушку и спинку, владелец «двушки» получал ровную площадку размером 1,47х1,32х0,73 м, на которой можно было перевозить до 250 кг груза!

Наконец, «ноль вторая» позволяла не прибегать к услугам «грузового такси» при доставке домой новой мебели или бытовой техники. Ведь стиральная машина или телевизор большой диагонали без проблем помещались в багажном отделении – если сложить заднее сиденье, конечно.

Большая пятая дверь была подъемной, но удерживали её в открытом положении не гидроцилиндры, а специальная система торсионов, которые скрывались от любопытных взоров под потолком. И в отличие от капризных и не слишком долговечных «гидроупоров», торсионы работали на «двушках» без нареканий практически весь срок службы автомобиля.

Базовый седан пять лет спустя получил модернизированный вариант 21011 (на переднем плане), а вот универсал все годы производства оставался в первозданном виде

Несмотря на минимум доработок, «двушка» нашла своего потребителя как в СССР, так и за рубежом. Ведь европейские покупатели к автомобилям с таким типом кузова всегда были лояльны – особенно если учесть невысокую цену «двушки» в сравнении с иностранными аналогами. Поэтому «советский Familiare» пользовался успехом не только в странах так называемого соцлагеря (Венгрия, Чехословакия, Болгария, ГДР и СФРЮ), но и на «загнивающем Западе» — в ФРГ, Франции, Австрии и т.д.

«Двушка на службе»: на советском универсале ездили даже венгерские «рендоршеги» !

ВАЗ-2102 добрался даже до «тёплых краев», включая Остров свободы — Кубу

-3

Таким образом, к середине восьмидесятых производственные мощности были практически полностью «очищены» от самых старых моделей в пользу «пятого» семейства, куда входили не только седаны ВАЗ-2105/2107, но и универсал ВАЗ-2104.

 

Мнение AUTO_STORY:,,В целом машина была логичным дополнением 2101, только с

более мощным двигателем и в новом кузове уневерсал’’.

Спасибо что дочитал до конца :)))

Поставь лайк и подпишись если хоть чуть чуть понравилось.