Как то давно я прочитал одну статью про древние торговые пути народов севера через Уральский Хребет и мне захотелось их все посетить, их всего 8. Это старинные тропы по которым веками местные народы переходили через горы, мест для такого удобного прохода оказывается не так уж и много. В последствии этими путями стали пользоваться русские , в числе первых Ермак с дружиной , а потом и наши современники начинали строить в этих местах дороги. В некоторых местах сейчас проходят главные автострады страны. Но многие просто практически пропали, особенно северные пути. И вот посещение этих путей через Хребет незаметно и неявно, но стало глубокой основой всех моих туристических маршрутов в том числе и на квадроцикле. Иногда даже забывая и строя будущие маршруты я все равно неосознанно возвращался к этим местам…странно, но вот так сложилось. В итоге на сегодняшний момент я посетил 7 путей, 3 из них это современные автодороги российского масштаба. Остался один самый северный путь на Приполярном Урале.
И вот как раз этот кваропоход на Молебный камень и Сибиревский прииск и стал одновременно посещением седьмого пути. К тому же сам по себе хребет Молебный камень является одним из самых красивейших мест Урала – это без преувеличения и подтверждено не только мной.
План был таким – Побывать на хребте и далее вдоль него пройти до Сибиревского прииска. По пути рыбачить , собирать ягоды и грибы и отдыхать. Наша команда в количестве 8 квадроциклов и 10 человек в этот раз разделилась на две группы , которые в разное время собрались на точке старта в пос. Полуночный за Ивделем . Одна стартовала 21 августа, а другая 22 августа в направлении хребта Молебный камень. Договорились встретится в 90 километрах от Полуночного за пос. Тохта на одном из бродов через многочисленные речушки. Преодолеть это расстояние было запланировано к вечеру засветло, чтоб встретить друзей и не спеша поставить лагерь .
По отличного качества отсыпной дороге быстро долетели до Тохты.
В поселок где живет всего одна семья заезжать не стали , а прошли дальше.
В назначенном месте наших друзей не оказалось. Увидев их следы только в одном направлении было ясно , что они ушли дальше к Молебному камню…видимо на этом ручье рыба не ловилась. К вечеру когда было еще светло мы нашли их лагерь у подножья хребта с не выговариваемым названием «Масипальнелпаттуил», в народе просто «Масипаль» . Нас встретили хлебом-солью и еще кое чем и готовили походную баню. Вечером и ночью у нас в лагере как всегда было весело.
На следующий день мы пошли на хребет, чтоб увидеть все красоты места. Каменистая дорога выходила прямо на верх хребта Масипаль с красивейшим обзором Молебного камня
По пути на дороге стоит тренога со сбитыми кем то аншлагами Вишерского заповедника. Далее каменные останцы с причудливыми формами скал планеты Крематория из фантастического фильма о Ридике. Когда то очень давно тут бушевали силы природы...
На хребте было очень ветрено , но это не помешало нам провести там более часа. Все разбрелись и балдели от места, которое реально завораживало всех.
Очень положительное место с сильной положительной энергетикой. Таких мест я встречал очень мало. Сидишь на краю скалы и растворяешься в далях и понимаешь, что сидишь так уже несколько минут и ни одной мысли в голове нет!! Интересное чувство....
По моему мнению даже гора Отортэн с ее каменным городом проигрывает , не говоря уж о "попсе" и негативной энергетике плоского перевал Дятлова с хмурой горой Холотчахль.
После посещения мы спустились с горы, собрали лагерь и двинулись в сторону Сибиревского прииска. Дорога по которой планировалось пройти вдоль хребта напрочь не существовало, сплошная стена молодого леса.
Когда то при советской власти здесь шли ковровые вырубки и люди , как косой срезали весь лес , а потом бросили место на произвол судьбы и удалились. Вместо делового леса здесь без выросла мусорная стена мелколесья, напрочь скрыв все неиспользуемые дороги. Следить и ухаживать за лесом увы некому, видимо кто то посчитал, что лес больше не понадобиться.
В итоге сунувшись в разные отрезки бывших волоков нам пришлось развернуться и выйти на дорогу. Пропилить дорогу за пару дней можно, но нами не планировалось. Было потеряно время и мы стали искать место под лагерь. И нашли его на отличной галечной косе реки Кул, притока Вижая.
Снова была походная баня, застолье и вкусная солянка.
Далее мы пошли по пути команды квадроциклистов из "Азимута-66" пилившихся тут 2 года назад. Сначала по более-менее пригодной дороге до г. Верхний Кул. Далее дорога раздваивалась , на восток шла нормальная, а прямо на юг к восточному склону Пятого Тумпа сильно заросшая и снова захламленная упавшими деревьями. Виднелись еле заметные следы старого прохода шириной в квадроцикл. Ребятам из азимутовской команды отдельное спасибо за пропиленный лес на этой тропе и склонах горы Пятый Тумп. Мы представляли как не сладко им приходилось там идти первыми. Мы ни разу не достали пилу или топор , как то получалось все пригибать и перескакивать. Респект и уважуха Диме, который первый на своем тюнингованном квадромонстре CF MOTO Х8 прокладывал путь принимая все удары недружелюбного леса. Но бывали и перевороты.
Мы шли по еле заметным пропилам и царапинам на коре деревьев, которые они гнули, местами с неплохим боковым уклоном.
К Сибиревскому прииску мы "свалились" с южного склона Пятого Тумпа по безымянному ручью притоку Велса. И в итоге благодаря этой «дороге» на прииске мы оказались к вечеру.
Еще раз спасибо ребятам за их "лесоповал"! Джиперам на заметку - дорога эта для автомобиля любой подготовки непроходима, ну если только не жить там несколько дней и пилить просеку.
Мы на прииске.
Пофотографировались, покатались по пескам и не спеша поставили лагерь и походную баню на берегу реки Велс.
На другом берегу реки виднелись аншлаги Вишерского заповедника.
Связь группами поддерживали по рациям. Те кто не пошел на гору посветили время исследованию Сибиревского прииска , который кстати находится на месте древней дороги через Хребет - «Вишерского пути» и рыбалке. Но тщетно пытались поймать хариусов или другую рыбу в окрестных реках и озерцах на прииске. Рыбы не было начисто!
Позже к нам в лагерь приехали инспектора Вишерского заповедника на ГАЗ-66. Пытались предьявить нам , что мы стоим в 200-метровой охраняемой зоне заповедника, но им было сказано , что это дорога и стоять на ней разрешается. На слабый ответ , что тут нет дороги было предложено ткнуть носом в карту, после чего претензия испарилась. Но они не приминули прочитать нам лекцию о том, что природу надо беречь и нельзя ездить по рекам на квадроцикле, нельзя портить среду обитания хариуса и все такое.... А после "лекции" попросили нас немного пододвинуть палатку , чтоб проехать в реку Велс! У них где то рядом спрятана тайная будка (сами догадывайтесь для каких целей) и к ней они по реке , как по дороге ездят на "шишиге"! На наш вопрос «а разве так можно?» ответили , типо есть какая то статья , которая разрешает им это делать. Как будто природе и хариусу не все равно на статьи , и от кого идет вред - от инспекторов на старом грузовике из которого капает масло или от браконьеров …..Вот такие реалии ребята!
Ближе к обеду вернулись покорители Мартая и мы пообедав свернули лагерь и отправились в сторону Полуночного, до которого более 100 км, заночевать планировалось на берегу Ивделя где-нибудь на полпути.
Так и получилось. Лагерь мы поставили на берегу Ивделя в 40 км от Полуночного. Собрали грибов и сделали грибницу. Рыбы не оказалось и в Ивделе.
Позже мы узнали у местных , что рыбы нет уже давно ни в Вижае, ни в Ивделе ни в Тохте, все потому что реки загрязнены карьерами, которые мутят воду и хариус не поднимается на нерест, в итоге вымирает поголовье. Люди говорят об этом с горечью и безысходностью. Карьеры разрабатываются и видимо в ближайшее время будет полностью уничтожена водная экосистема региона. Раба пока что есть только в Ушме. Грустно....
На следующий день мы свернули лагерь на Ивделе и быстро долетели до Полуночного, в 11-00 мы уже были погружены на прицепы и двинулись в сторону Екатеринбурга.Все отлично отдохнули , а у меня уже сформировался в голове план похода по Северному Уралу на следующий год, который я надеюсь произойдет и которым я «закрою» для себя последнее белое пятно Уральского хребта где я еще не был и в итоге весь хребет будет пройден разными отрезками в разных походах.
О технике:
Техника вела себя примерно, не считая одного порванного пыльника привода на BRP 1000 и обрыва тормозного шланга на BRP 800. Квадроциклы CF-MOTO, Arctic Cat, Honda TRX и YAMAHA GRIZZLY не ломались и честно работали на радость владельцев.
* еще больше про квадротуризм и квадропоходы, снаряжение и технику на сайте http://quadroural.ru