Найти тему
Квадротуризм

Квадропоход Северный Урал. Хребет Молебный камень и Сибиревский прииск

Как то давно я прочитал одну статью про древние торговые пути народов севера через Уральский Хребет и мне захотелось их все посетить, их всего 8. Это старинные тропы по которым веками местные народы переходили через горы, мест для  такого удобного прохода оказывается не так уж и много. В последствии этими путями стали пользоваться русские , в числе первых Ермак с дружиной , а потом и наши современники начинали строить в этих местах дороги. В некоторых местах сейчас проходят главные автострады страны.  Но многие просто практически пропали, особенно северные пути. И вот посещение этих путей через  Хребет  незаметно и неявно, но  стало глубокой основой  всех моих туристических маршрутов в том числе и на квадроцикле. Иногда  даже забывая и строя будущие маршруты я все равно неосознанно возвращался к этим местам…странно, но вот так сложилось.  В итоге на сегодняшний момент я посетил  7 путей,  3 из них это современные автодороги российского масштаба. Остался один самый северный путь на Приполярном Урале.

И вот как раз этот кваропоход на Молебный камень и Сибиревский прииск и стал одновременно посещением седьмого пути. К тому же сам по себе хребет Молебный камень является одним из самых красивейших мест Урала – это без преувеличения и подтверждено не только мной.

План был таким – Побывать на хребте и далее вдоль него пройти до Сибиревского прииска. По пути рыбачить , собирать ягоды и грибы и отдыхать. Наша команда в количестве 8 квадроциклов и 10 человек в этот раз разделилась на две группы  , которые в разное время собрались на точке старта в пос. Полуночный за Ивделем . Одна стартовала 21 августа, а другая 22 августа в направлении хребта Молебный камень.  Договорились встретится  в 90 километрах от Полуночного за пос. Тохта на одном из бродов через многочисленные речушки.   Преодолеть это расстояние было запланировано к вечеру засветло, чтоб встретить друзей и не спеша поставить лагерь .


Старт из поселка прошел быстро и мы доехав по пыльной грунтовке до пос.Северный свернули в леса и пошли по нормального качества старой лесной дороге. Погода была отличная , светило солнце и было по уральскому-августовскому не жарко, самое то для работы техники. Местные нам сказали , что вода в реках упала , так как дождей не  было более месяца. Доехав до брода через р. Вижай это явно стало видно, воды совсем нет. На галечном острове пообедали и двинули далее.
Старт из поселка прошел быстро и мы доехав по пыльной грунтовке до пос.Северный свернули в леса и пошли по нормального качества старой лесной дороге. Погода была отличная , светило солнце и было по уральскому-августовскому не жарко, самое то для работы техники. Местные нам сказали , что вода в реках упала , так как дождей не  было более месяца. Доехав до брода через р. Вижай это явно стало видно, воды совсем нет. На галечном острове пообедали и двинули далее.
-3

По отличного качества отсыпной дороге быстро долетели до Тохты.

-4

В  поселок где живет всего одна семья заезжать не стали , а прошли дальше.
В назначенном месте наших друзей не оказалось. Увидев их следы только в одном направлении было ясно , что они ушли дальше к
Молебному камню…видимо на этом ручье рыба не ловилась. К вечеру когда было еще светло мы нашли их лагерь у подножья хребта с не выговариваемым названием «Масипальнелпаттуил», в народе просто  «Масипаль» . Нас встретили хлебом-солью и еще кое чем и готовили походную баню. Вечером и ночью у нас в лагере как всегда было весело.
На следующий день мы пошли на хребет, чтоб увидеть  все красоты места. Каменистая дорога выходила прямо на верх хребта Масипаль с красивейшим обзором
Молебного камня

-5

По пути на дороге стоит тренога со сбитыми кем то аншлагами Вишерского заповедника. Далее каменные останцы с причудливыми формами скал планеты Крематория из фантастического фильма о Ридике. Когда то очень давно тут бушевали силы природы...

-6

На хребте было очень ветрено , но это не помешало нам провести там более часа. Все разбрелись и балдели от места, которое реально завораживало всех.

-7

Очень положительное место с  сильной положительной энергетикой. Таких мест я встречал очень мало. Сидишь на краю скалы и растворяешься в далях и понимаешь, что сидишь так уже несколько минут и ни одной мысли в голове нет!! Интересное чувство....

-8

По моему мнению даже гора Отортэн с ее каменным городом  проигрывает , не говоря уж о "попсе" и негативной энергетике плоского перевал Дятлова с  хмурой горой Холотчахль.
После посещения мы спустились с горы, собрали лагерь и двинулись в сторону
Сибиревского прииска. Дорога по которой планировалось пройти вдоль хребта напрочь не существовало, сплошная стена молодого леса.

-9

Когда то при советской власти здесь шли ковровые вырубки и люди , как косой срезали весь лес , а потом бросили место на произвол судьбы и удалились. Вместо делового леса здесь без  выросла мусорная стена мелколесья, напрочь скрыв все неиспользуемые дороги. Следить и ухаживать за лесом увы некому, видимо кто то посчитал, что лес больше не понадобиться.
В итоге сунувшись в разные отрезки бывших волоков нам пришлось развернуться и выйти на дорогу.  Пропилить дорогу за пару  дней можно, но нами не планировалось. Было потеряно время и мы стали искать место под лагерь. И нашли его на отличной галечной косе реки  Кул, притока Вижая.

-10

Снова была походная баня, застолье и вкусная солянка.
Далее мы пошли по пути команды квадроциклистов из "Азимута-66" пилившихся тут 2 года назад. Сначала по более-менее пригодной дороге до г. Верхний Кул. Далее дорога раздваивалась , на восток шла нормальная, а прямо на юг к восточному склону Пятого Тумпа сильно заросшая и снова захламленная упавшими деревьями. Виднелись еле заметные следы старого прохода шириной в квадроцикл. Ребятам из азимутовской команды  отдельное спасибо за пропиленный лес на этой тропе и склонах горы Пятый Тумп. Мы представляли как не сладко им приходилось там идти первыми. Мы ни разу не достали пилу или топор , как то получалось все пригибать и перескакивать. Респект и уважуха Диме, который первый на своем тюнингованном квадромонстре CF MOTO Х8  прокладывал путь принимая все удары недружелюбного леса. Но бывали и перевороты.

-11

Мы шли по еле заметным пропилам и царапинам на коре деревьев, которые они гнули, местами с неплохим боковым уклоном.

-12

К Сибиревскому прииску мы "свалились" с южного склона Пятого Тумпа по безымянному ручью притоку Велса.  И в итоге благодаря этой «дороге» на  прииске мы оказались к вечеру.
Еще раз спасибо ребятам за их "лесоповал"! Джиперам на заметку - дорога эта для автомобиля любой подготовки непроходима, ну если только не жить там несколько дней и пилить просеку.
Мы на прииске.

-13

Пофотографировались, покатались по пескам и не спеша поставили лагерь и походную баню на берегу реки Велс.

-14

На другом берегу реки виднелись аншлаги Вишерского заповедника.

-15
Вечером и ночью шел первый за месяц дождь.
На следующий день мы поехали к восточному подножью хребта Мартай с целью подняться на его вершину.  Старый зимник от основной дороги к его восточному склону очень сильно зарос, так что ведущий квадроцикл оборвал себе тормозные шланги и остановился. Дальше некоторые из нас пошли пешком по грани обозначенной на картах с востока на запад к высоте 978, а некоторые вернулись в лагерь.
Вечером и ночью шел первый за месяц дождь. На следующий день мы поехали к восточному подножью хребта Мартай с целью подняться на его вершину.  Старый зимник от основной дороги к его восточному склону очень сильно зарос, так что ведущий квадроцикл оборвал себе тормозные шланги и остановился. Дальше некоторые из нас пошли пешком по грани обозначенной на картах с востока на запад к высоте 978, а некоторые вернулись в лагерь.

Связь группами поддерживали по рациям. Те кто не пошел на гору посветили время исследованию Сибиревского прииска , который кстати находится на месте древней дороги через Хребет -  «Вишерского пути» и рыбалке. Но тщетно пытались поймать хариусов или другую рыбу в окрестных реках и озерцах на прииске. Рыбы не было начисто!

-17

Позже к нам в лагерь приехали инспектора Вишерского заповедника на ГАЗ-66. Пытались предьявить нам , что мы стоим в 200-метровой охраняемой зоне заповедника, но им было сказано , что это дорога и стоять на ней разрешается. На слабый ответ , что тут нет дороги было предложено ткнуть носом в карту, после чего претензия испарилась. Но они не приминули прочитать нам лекцию о том, что природу надо беречь и нельзя ездить по рекам на квадроцикле, нельзя портить среду обитания хариуса и все такое.... А после "лекции" попросили нас немного пододвинуть палатку , чтоб проехать в реку Велс! У них где то рядом спрятана тайная будка (сами догадывайтесь для каких целей) и к ней они по реке , как по дороге ездят на "шишиге"! На наш вопрос  «а разве так можно?» ответили , типо есть какая то статья , которая разрешает им это делать. Как будто природе и хариусу не все равно на статьи , и от кого идет вред - от инспекторов на старом грузовике из которого капает масло или от браконьеров …..Вот такие реалии ребята!

Ближе к обеду вернулись покорители Мартая и мы пообедав свернули лагерь и отправились в сторону Полуночного, до которого более 100 км, заночевать планировалось на берегу Ивделя где-нибудь на полпути.

-18

Так и получилось. Лагерь мы поставили на берегу Ивделя в 40 км от Полуночного. Собрали грибов и сделали грибницу. Рыбы не оказалось и в Ивделе.

-19

Позже мы узнали у местных , что рыбы нет уже давно ни в Вижае, ни в Ивделе ни в Тохте, все потому что реки загрязнены карьерами, которые мутят воду и хариус не поднимается на нерест, в итоге вымирает поголовье. Люди говорят об этом с горечью и безысходностью. Карьеры разрабатываются и видимо в ближайшее время будет полностью уничтожена водная экосистема региона. Раба пока что есть только в Ушме. Грустно....

На следующий день мы свернули лагерь на Ивделе и быстро долетели до Полуночного, в 11-00 мы уже были погружены на прицепы и двинулись в сторону Екатеринбурга.Все отлично отдохнули , а у меня уже сформировался в голове план похода по Северному Уралу на следующий год, который я надеюсь произойдет и которым я «закрою» для себя последнее белое пятно Уральского хребта где я еще не был и в итоге весь хребет будет пройден разными отрезками  в разных походах.

О технике:
Техника вела себя примерно, не считая одного порванного пыльника привода на BRP 1000 и обрыва тормозного шланга на BRP 800. Квадроциклы CF-MOTO, Arctic Cat, Honda TRX и YAMAHA GRIZZLY не ломались и честно работали на радость владельцев.

* еще больше про квадротуризм и квадропоходы, снаряжение и технику на сайте http://quadroural.ru