9,2K подписчиков

Наказания в советской школе и семье: сейчас за такое сажают, а раньше почему-то работало

2,9K прочитали

Типичная «яжемать» скажет, что бить ребёнка нельзя. Согласен. Но – нет. Заявляю это как человек, которого воспитывали в 1970-х – 1980-х годах, который близко знаком с понятиями «подзатыльник», «отцовский ремень» и даже «детская комната милиции».

Солдатский ремень - самый распространённый инструмент домашнего воспитания в СССР. Фото автора
Солдатский ремень - самый распространённый инструмент домашнего воспитания в СССР. Фото автора

Все мы родом из детства. Всех нас когда-то вовремя останавливали наказания, направляя наши усилия в нужное русло. Кого-то пороли как сидорову козу, кому-то хватало пары подзатыльников, другим было достаточно хорошего внушения, а кто-то так ничего и не понял. Но исключения только подтверждают действенность правил.

«Пороть или не пороть» - это бесполезная дискуссия. Тюрьма тоже никого не делает лучше, но это не повод не сажать.

Вопрос в другом: почему в СССР это работало, а сейчас перестало?

Без веры, без вины,

Без племени, без роду,

Как дикая трава

На пепелище дней

Мы выросли в свою особую породу:

Кто честен, тот и прав,

Кто прав, тот и сильней.

Трофим прав: советские дети росли как дикая трава. Поэтому и воспитывали нас все и везде: семья, школа и улица. Аркадий Райкин точно сказал:

«Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание».

Аркадий Райкин в спектакле "Люди и манекены" (1974 г), в роли бабушки - воспитательницы
Аркадий Райкин в спектакле "Люди и манекены" (1974 г), в роли бабушки - воспитательницы

Семейный приговор

В СССР ребёнок основное время проводил в школе или на улице, но ответственность за воспитание лежала на семье. Никто даже не смел упрекать учителя в том, что он, видите ли, обязан воспитывать своих учеников. Задача школы – обучать, а воспитывать, - это, извините, ваше семейное дело.

Учителю не нужно было бить шкодливого школяра, он просто делал запись в дневнике типа

«Сорвал урок математики, прошу принять меры»

И всё! Семейный «палач» в лице отца или матери брал ремень (тапок, трубку от пылесоса, веник, пылевыбивалку…) и «принимал меры».

Фрекен Бок тоже использовала пылевыбивалку как оружие! Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон"
Фрекен Бок тоже использовала пылевыбивалку как оружие! Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон"

Так же происходило, если прилетала жалоба от соседки или прохожего. Да! Прохожий мог и сам вломить хулигану, но чаще брал его за ухо и вёл к родителю. Как правило, родитель был солидарен с чужаком. Плохишу некуда было податься. Если он стрелял из рогатки (мишени: окна предприятия, бесхозные бутылки, покупатели кваса…), его вина была доказана на уровне первого свидетеля, других инстанций не было. И прохожий это понимал: в семье накажут качественнее.

Уличные разборки

Огрести от собственного родителя – больно, унизительно и противно. И это унижение попадало в твоё «личное дело» на всю оставшуюся жизнь. Уличные хулиганства чаще на улице и разрешались, чтобы не доводить разборку до семьи…

Конец 1970-х, я и мой одноклассник попались у городской бани. Не спрашивайте подробности, я это до сих пор пытаюсь развидеть! Короче, мы (лет по 12 нам было) решили подглядывать за женским отделением. Нас накрыли родственники тех женщин. Как нас били! Мало того, что ничего толком увидеть не удалось, так ещё две недели на попе сидеть не мог, а в баню (она была одна) вообще ходить опасался.

Этот принцип работал и в обратную сторону. Если тебя обижал взрослый, то с этим ты разбирался сам.

Мне 11 лет, я возвращаюсь домой с гулянья, прохожу мимо грузовика… И тут водитель жмёт на клаксон! Я едва не обкакался! Что делать? К отцу бежать? Так он его побьет, а там и до милиции недалеко… Сказать матери? Так она его тоже убьет, но сначала отца вперёд пропустит…

Прибежал к другу, у него отец на стройке работает: гвозди, обрезки досок, - всё это в изобилии. Минут через 15 наделали «ежей», воображая себя партизанами. Грузовик стоял так, что тронуться мог только задним ходом. Значит, «ежи» надо положить под задние баллоны. С обеда тот мужик опоздал на пару часов: менял колёса. А мы за этим наблюдали! Кайф! А не обижай маленьких!
Доска с гвоздями - готовый "ёж" против автомобильных колёс. Фото из открытых источников
Доска с гвоздями - готовый "ёж" против автомобильных колёс. Фото из открытых источников

Мы потом таким же методом пару автобусов «пустили под откос», но когда нас «спалил» водитель, поняли, что переборщили.

Плохая училка

Хулигану могло и в школе «прилететь», заговорённых не было.

4-й класс, урок математики. Мой приятель Серёга не в меру шалит, перебивая учителя. Ума у Серёги немного, зато сил – хоть отбавляй. Училка убавила: разозлившись, она врезала Серёге указкой по его могучей черепушке. Вдребезги!

Указка – вдребезги! Хулиган сразу затихает, весь остальной класс ржёт, но про себя, не на показ: у училки ещё одна указка есть. Больно ли было Серёге? Об этом никто не думал, кроме него самого.

Хулиганов не жалко: это очень быстро понимали в советской школе.

Месяцем позже та же учительница сломала о серёгину голову линейку и всю оставшуюся четверть объясняла материал в буквальном смысле на пальцах: «ударные приборы» закончились.

Советский учитель мог ударить ученика, и никто бы ему за это не предъявил. Я говорю про обычную практику, у которой были, конечно, исключения.

Почему это работало? Общество было монолитным в плане воспитания, не было понятия «Твоё – Моё», все понимали: ребёнку жить в обществе, и оно, общество, за него в ответе. Хулиган – это человек, которого вовремя не остановили (не убедили, не отлупили, - не важно).

Блондинистое воспитание

Иду по парку. По асфальтовой дорожке идёт семья, впереди на самокате едет девочка с белокурыми волосиками. Прелесть! Эта прелесть едет вперёд, а глядит назад, на родителей, которые очень довольны своим чадом. Девчушке ничего не угрожает: пешеходы отойдут, а деревья не бегают. Я мог бы сделать ребёнку замечание, но сейчас это уголовно наказуемо. Прохожу мимо.

Через 15 лет эта блондинка купит себе автомобиль, и водители будут удивляться, почему она так страшно водит. А она с детства привыкла на дорогу не смотреть! А вот если бы прохожие дружно сказали бы правду родителям и девочке… Мечты, мечты…

Старший должен иметь право сделать замечание младшему, это нормально. А нынешние запреты граничат с сумасшествием и опровергают то, что в СССР казалось идеалом. В советское время Райкин в известном монологе мечтал:

«Работала бы она (яжемать) чуть меньше, а мужу бы платили чуть больше — Славик таким бы хорошим человеком вырос, что потом на его перевоспитание государству лишних денег и тратить бы не пришлось! Вы как думаете?»

А мы не думаем, мы про это знаем! Сегодня папы хорошо зарабатывают, работают, когда им удобно, а мамы дома сидят (есть такие). И что, хулиганов меньше стало?

Чисто семейное воспитание не работает. Семья - ячейка общества.

Мой одноклассник Серёга угодил в тюрьму, регулярные порки ему не помогли. Он отрёкся от нормального общества (там наказывают) и прибился к другому, ненормальному. Оказалось, что наказывают везде. Круг общения ты можешь изменить, но от наказания это не спасёт. Дело в тебе.

Сделай правильный выбор, и тебя станут награждать, а не наказывать. Когда это смогут понять современные дети?

Нынешние школьники растут как в теплице, они защищены от настоящей жизни. Но ведь когда-то им придётся эту теплицу покинуть....