Все мы знаем студию Pixar. Как минимум, вот эту забавную скачущую лампу, которая предвещает показ одного из хитов, созданных компанией.
«История игрушек», «Суперсемейка», «Тайна Ко-Ко» — за 40 лет своего существования студия создала 23 полнометражных анимационных фильма, заработав на кассовых сборах более 10 млрд долларов и получила свыше 300 наград. В том числе, 20 премий Оскар.
Сегодня мы поговорим о студии, которая изменила мир анимации.
Главный инвестор компании — Стив Джобс — говорил, что для стороннего наблюдателя путь Pixar может показаться мгновенным успехом, хотя это далеко не так.
В действительности, история студии Pixar — это история людей, которые бросили вызов консервативным правилам мультипликации, устаревшим технологиям и студии самого Уолта Диснея. Они горели мечтой создать первый в мире полнометражный мультфильм с помощью компьютерной 3D-анимации.
В этот раз речь пойдет о том, как человек по имени Джон Лассетер зубами, ногтями и всем, чем только можно карабкался к своей мечте, и как созданные им мультфильмы изменили мир анимации.
Начало пути
1975 год. Джон Лассетер работает дворником в Диснейленде и учится в Калифорнийском колледже искусств, основанным мэтром мультипликации Уолтом Диснеем.
Ещё в детстве он вдохновился книгой о студии Диснея — «Искусство анимации» и хотел научиться рисовать мультфильмы.
Учёба в колледже дала возможность показывать работы сокурсникам, получать критику и вносить правки. Так, Джон нарисовал два коротких мультфильма: «Леди и лампа» и «Кошмар» — о мальчике, который видит монстров, когда выключается свет.
Обе работы получили награды студенческой академии, после чего Лассетера пригласили работать в студию Уолта Диснея. Казалось, мечта становится реальностью. Но разве так бывает?
Придя в обитель мультипликации, Джон узнал, что студия Диснея сокращает бюджет. Это сказывалось на визуальном качестве мультфильмов — становилось меньше планов, аниматоры не имели возможности уделять достаточно времени прорисовке деталей. В этот непростой период художникам студии показали первый ролик, сделанный с помощью компьютера. Он назывался «Трон».
Повторить подобные ракурсы карандашом было практически невозможно. Поэтому руководство студии Дисней решило использовать 3D-технологии для создания фонов, на которые не хватало средств, а персонажей должны были по-прежнему в ручную отрисовывать художники. Пилотный проект для отработки этой методики взял на себя Лассетер, поскольку остальные аниматоры отказались работать с компьютерами. Это был второй раз, когда Джон приблизился к своей мечте.
После презентации проекта мультфильма с технологией 3D-моделирования, который Лассетер готовил почти год и назвал «Отважный маленький тостер», глава студии Дисней заявил, что «единственная причина для компьютерной анимации — это удешевление процесса производства» и отверг проект, как слишком затратный. Лессетара уволили.
Лукас и Джобс
Единственным человеком, готовым вкладывать деньги в развитие 3D-анимации, был Джордж Лукас.
После премьеры первого фильма «Звёздных войн» он создал отдельное подразделение компании LucasFilm, которое разрабатывало софт и компьютеры для создания спецэффектов.
Лукас переманил к себе известного специалиста Эда Кэтмелла, который также как и Лассетер грезил мечтой создать полнометражный мультфильм с использованием компьютерной анимации.
Эти два человека абсолютно случайно пересеклись на одной из конференций, где Кэтмелл и предложил Лассетеру, уволенному из Дисней, работать вместе. Он пригласил художника присоединиться к подразделению Lucasfilm и создать с помощью разработанного им оборудования мультфильм. Не только фон, как этого требовали в Диснее, но и персонажей.
Воодушевленный этим предложением Лассетер согласился, и придя в подразделение Лукаса, создал короткометражную ленту «Приключения Андре и Пчёлки Уолли». В ней впервые были опробованы технологии, позволяющие реалистично изобразить быстрое движение объектов.
После этого Джон и Эд предложили Лукасу создать полнометражный мультфильм. Требовался бюджет в 30-40 млн долларов, которых у компании, как оказалось, не было. Нужен был сторонний инвестор.
Удивительно, но этот инвестор нашелся в Кремниевой долине. Вложить деньги в развитие студии решил уволенный из Apple Стив Джобс. Его поразило, с какой живостью и самоотдачей Кэтмелл рассказывал об их с Лассетером мечте —сделать первый в мире анимированный компьютерный фильм. Джобс выкупил у Лукаса подразделение спецэффектов за 5 млн долларов — компанию назвали Pixar.
Pixar
Первое, что создал Лассетер для Pixar — был двухминутный мультфильм «Люксо младший». В нем демонстрировались возможности 3D-графики: работа со светом, тенями, с поверхностями и их деформацией.
Для того чтобы вовремя завершить мультфильм аниматору пришлось несколько недель спать в своём рабочем кабинете, куда он принес матрас.
Эти усилия не были напрасны. «Люксо младший» оказался прорывом в мире анимации, завоевал множество наград, а прыгающая Лампа стала талисманом компании.
После успешных показов мультфильма на ряде выставок Джона начали настойчиво звать обратно в Дисней. Но он отказался. Он знал, что там его ждёт традиционная рисовка — и ему не дадут возможности воплотить свою мечту.
Вместе с Pixar он вернулся к идее создания полнометражного 3D- мультфильма. Основной замысел был в том, чтобы рассказать историю с точки зрения игрушки. А дистрибутировать и продвигать ленту должен был Дисней.
«Мы не хотели делать мюзикл, мы не хотели делать сказку, мы не хотели делать то, что делали Дисней. От Русалочки до Красавицы и чудовища — они имели свою успешную фишку, но мы хотели отличаться», — рассказывает Джон Лассетер.
Первая раскадровка, которую Лассетер подготовил для показа, была отвергнута. В ней ковбой Вуди был негативным персонажем. Актёр Том Хэнкс, который готовился озвучивать этого героя, был потрясен, насколько отрицательные эмоции вызывал его персонаж.
После просмотра материалов Лассетера для первого полнометражного мультфильма в Диснее сказали закрыть проект. Производство остановить, людей уволить. Всё было кончено. Казалось, нет ни одного шанса исправить ситуацию. Но на самом деле, шанс был, и он был последним.
Лассетер собрал всю команду в студии и сказал, что у них будет две недели на то, чтобы полностью переписать сценарий, переделать раскадровку, рисовку, персонажей. Они днями и ночами сидели прямо на полу студии и из последних сил пытались создать первый в мире полнометражный анимационный 3D-мультфильм. Это был переломный момент.
Мультфильм «История игрушек» вышел в праздник День Благодарения в 1995 году и собрал восторженные отзывы. При бюджете в 30 миллионов долларов мультфильм собрал в мировом прокате 373 миллиона, став самым кассовым фильмом 1995 года. Академия кинематографии наградила Джона Лассетера премией «Оскар» за создание первого в мире компьютерного мультфильма.
После того как Лукас посмотрел «Историю игрушек», он сказал:
«Это было очень забавно. Выдающаяся история, выдающийся герой. Был момент когда я сказал себе, стоп. Они действительно осуществили свою мечту».
Отчаянная приверженность Лассетера своей мечте и преданность своей команде позволила Pixar стать первопроходцем в компьютерной мультипликации.
С появлением «Истории игрушек» в индустрии началась эпоха популярности компьютерных мультфильмов.
Одновременно с этим росли и амбиции студии. С каждым новым мультфильмом Pixar усложняли задачу:
- Добиться большего числа действующих лиц в кадре («Приключения Флика»);
- Реалистично смоделировать подводный мир («В поисках Немо»);
- Сделать мелкие сложные текстуры волос и шерсти («Корпорация монстров»);
- Пройдя все эти этапы Pixar взялась за детальную прорисовку людей («Суперсемейка»).
Но мультфильмы Pixar детально проработаны не только с визуальной точки зрения — это глубокие произведения, которые впечатляют как детей, так и взрослых.
Невероятный успех студии виден по рекордным кассовым сборам и по тому количеству наград и номинаций, которые получают их работы.
Всё это было бы невозможно, если бы Джон Лассетер и Эд Кэтмилл не объединили вокруг себя людей, разделяющих одну мечту — создать первый в мире полнометражный 3D-мультфильм.