Найти тему
Vокруг СНГ

Ил-114-300 – новая надежда России

Предыстория:
В период тотальной разрухи и грабежа, а именно в 1990-х годах в России снизилось количество региональных перелетов. Для такого большого государства с его огромными расстояниями и большим количеством населенных пунктов, доступных по воздуху, это была большая потеря. Причинами этого стало:

1. Из-за финансовых проблем и падения уровня жизни, население России не могло себе позволить летать самолетами и выбрало более доступный вид транспорта. 

2. Новоиспеченное государство было не в состоянии поддерживать сеть региональных аэропортов. 

3. Производство новых самолетов было практически прекращено. В советское время до трети всех гражданских авиаперевозок обеспечивал Ан-24, который морально и физически устаревал, но все также активно использовался на внутрирегиональных линиях. 

В период с 1991 по 2000 годы, количество работающих аэропортов снизилось с 1450 до 533, почти в три раза. Особенно остро, нехватку авиации почувствовали жители Дальнего Востока и Сибири. 

Новый старый «Ил»
По своей сути Ил-114-300 является модернизированной версией регионального турбовинтового самолета Ил-114. Проект предшественника нынешнего самолета был создан еще в 80-х годах с учетом потребностей гражданской авиации того времени и возможностей советской авиационной промышленности. В 90-х удалось наладить строительство данного самолета, однако было построено менее 20-ти машин, после чего работы были свернуты ввиду сложностей промышленности и отсутствия интереса со стороны заказчиков. В 2012 году производство самолета на Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (теперь Ташкентский механический завод) производство Ил-114 было завершено, а завод переориентировался на другую деятельность.

Необходимые для возобновления программы решения были приняты в 2016 году. Как отмечал глава государства, ситуация, в которой людям приходится летать в соседние регионы через Москву или Санкт-Петербург, неприемлема и экономически нецелесообразна. Нашей стране нужна собственная машина для связи регионов, конкурентоспособная на мировом рынке. Конструкторы «Ильюшина» приступили к работе, началась подготовка производства. 

Современный проект Ил-114-300 предусматривает сохранение общей архитектуры и части агрегатов самолета. При этом силовая установка и авионика заменяются современными образцами. За счет этого достигается рост основных технических и экономических характеристик, а также обеспечивается полное соответствие современным требованиям.

Привозят по частям
Разработка обновленного проекта и отдельных его элементов с последующим запуском производства были поручены Объединенной авиастроительной и Объединенной двигателестроительной корпорациям. К производственной кооперации привлекли несколько предприятий, имеющих большой опыт строительства и обслуживания гражданской авиационной техники.

Разработку Ил-114-300 выполнил Авиационный комплекс им. Ильюшина. Производство отдельных агрегатов и окончательную сборку распределили между Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО), ульяновским заводом «Авиастар-СП», нижегородским «Соколом» и луховицким заводом РСК «МиГ». К проекту привлечена масса других предприятий-поставщиков отдельных агрегатов. Важной особенностью проекта является отказ от импортных комплектующих, все изделия выпускаются только отечественными предприятиями.

На данный момент такая кооперация смогла наладить производство опытных самолетов. Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород отвечают за изготовление различных агрегатов и систем. Готовые изделия отправляются в Луховицы, где осуществляется окончательная сборка. Вероятно, такой подход сохранится и в будущем, когда проект дойдет до серийного производства.

Первые заказы
По итогам МАКС-2017 было подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и АО «Гражданские самолёты Сухого» (входит в ОАК); согласно документу, компания приобретёт до пятидесяти региональных самолётов Ил-114-300, предварительный договор поставки должен быть согласован до конца 2017 года.

В июне 2019 года директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что на обновлённый самолёт есть заказчики. В сентябре 2019 госпредприятие Красноярского края по обслуживанию региональных авиалиний, базирующееся в красноярском аэропорту Черемшанка, сообщило о соглашении о намерениях приобрести три самолёта Ил-114-300.

Первую серию из трёх Ил-114-300 закажет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). При этом,первый серийный экземпляр заказчик ожидает в 2023 году.

Вывод:
При условии, что серийный запуск самолета Ил-114-300 планируется в 2023 году в межрегиональных авиаперевозках начнется «оттепель», которую так долго ждали жители огромного государства. Как отмечал президент России, в стране и вправду наблюдается дефицит межрегиональных авиаперевозок, в большинстве своем, необходимо летать через другие регионы и в основном это Москва и Санкт-Петербург. При этом, летать через столичные регионы, не просто долго, а еще и затратно, а иногда и проблематично и связано это с тем, что на рейс в Москву билеты будут, а со столицы в нужный регион – нетили наоборот.

Чтобы не говорили, а развивать самолетостроение и в том числе межрегиональные перевозки необходимо уже давно, кризис в межрегиональных авиаперевозках, как начался в 90-х, так он и продолжается по сегодняшний день. 

Считаем, что запуск такого проекта облегчит судьбы тысячам россиян, которые хотят слетать в гости, отпуск или даже по работе в соседние регионы. 

Как вы считаете, гражданская авиация набирает обороты в развитии? Или все это сказки для взрослых?

Рекомендуем к прочтению: