В Древнем Египте битум был одним из материалов, с помощью которых мумифицировали мёртвых. Во времена фараонов для мумификации использовался щелочной отвар из древесной золы и смолы. Из-за дороговизны его заменили природным битумом. Исследователи обнаружили, что субстанция состояла из смеси растительного масла, животного жира, древесной смолы, пчелиного воска и битума. Смола проникала в ткани, и тело приобретало черный цвет.
Помимо мумифицирования, битум и мумии использовались в медицине с I века н. э. Порошок смолотых мумий применяли наружно или растворяли в микстурах. К XIII веку все в Европе знали, что мумия — лечебное вещество из египетских пирамид, которым можно вылечить любую болезнь.
Однако, порошок мумий использовался не только в лечебных целях… Но и в художественных.
Цвет коричневой мумии встречается на любых картинах прерафаэлитов, этот коричнево-зелёный пигмент с почти незаметным красноватым оттенком был очень популярным в XVI-XIX веках. Для получения краски порошок обычно смешивали с олифой и янтарным лаком. Однако, вещества, которые использовались для самого процесса мумификации, плохо влияли на качество краски. В 1712 году в Париже даже открылся художественный магазин (!!!) «A La Momie», где продавались краски и лак, а также порошок мумии.
Пигмент достиг наибольшей популярности в середине восемнадцатого-девятнадцатого веков. В своих картинах его предположительно использовали такие художники, как: Эжен Делакруа, Генри Уильям Бичи, Эдвард Берн-Джонс, Мартин Дроллинг.
Эжен Делакруа
Генри Уильям Бичи
Эдвард Берн-Джонс
Мартин Дроллинг
“В течение по крайней мере 300 лет торговли было уничтожено неучтенное количество археологических объектов, чтобы сделать пигмент”, - говорит Хандекар о крайне неэтичной практике, популярность которой окончательно иссякла в начале 1900-х годов".
Сегодня, пигмент Caput Mortuum, что означает «мертвая голова», делается из окиси железа. Хорошие сорта капут мортуум должны содержать не менее 40% окиси железа.